Индустриализация в Японии началась намного позже, чем в Европе. В секторе вооружений японцы сосредоточились сначала на создании военно-морского флота, а затем и военно-воздушных сил, и оба эти направления имели приоритет в ближайшие десятилетия. Во время Первой мировой войны Императорская армия наблюдала за ходом войны и анализировала первое применение танков. В конце войны, как и многие другие страны, Япония закупила иностранные танки и подвергла их обширным испытаниям. Среди этих машин были британский средний Mk A “Whippet” и французский FT-17. Позже они получили также Vickers Mk C. Этот последний танк станет предшественником японских танков.
Первая отечественная разработка была основана на Mk C. Перед инженерами стояла трудная задача, поскольку автомобильной промышленности не существовало, а сырье строго нормировалось. Прототип был завершен в 1927 году. 18-тонный тип 87 Chi-I имел главную (57 мм) башню и две типичные для той эпохи башни MG. Ходовые колеса были собраны на тележке, а колеса и гусеницы защищены бронированным листом. Этот первый японский танк имел успех и обладал достаточной мобильностью.
Примерно в 1930 году японская армия потребовала больше типов танков. По аналогии с принципами эксплуатации танков Первой мировой войны, им нужен был лёгкий боевой танк для поддержки пехоты. Тип 87 казался слишком тяжёлым и медленным для этой задачи.
На основе опыта, полученного при создании ранних прототипов, в 1931 году со сборочных линий сошёл первый серийный танк японской армии Type 89 Chi-Ro. У него была одна вращающаяся башня; двигатель и трансмиссия располагались сзади. Оригинальный бензиновый двигатель позже был заменён на дизельный, что было инновацией для того времени, и все последующие разработки оснащались дизелями.
В 1934 году был представлен очень маленький танк. Type 94 Te-Ke имел экипаж из двух человек и был вооружен тяжелым пулеметом MG в небольшой поворотной башне. Около 800 из них были построены и использовались во время Второй мировой войны, большинство из них дислоцировались в Китае.
Type 89 Chi-Ro вскоре должен был быть заменен более современным и более быстрым танком, который отвечал требованиям мобильности. Впервые Mitsubishi разработала в 1935 году Type 95 Ha-Go, который выпускался в больших количествах, а в 1937 году последовал, вероятно, самый известный японский танк, Type 97 Chi-Ha, средний танк, первоначально оснащенный 57-мм пушкой, не имевшей удовлетворительных характеристик. Колеса и подвеска были выдающегося качества. Прочные и хорошо приспособленные к труднопроходимой местности, "Чи-Ха" также могли маневрировать в густых лесах, что впоследствии дало неоценимое преимущество в войне в джунглях на Тихом океане.
Танки японского производства были очень компактными по конструкции и имели место только для ограниченного числа членов экипажа. Основным недостатком для командира было то, что ему приходилось выполнять еще и функции наводчика. Условия внутри танка были скромными, и башня всегда была занята.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.