На днях в Государственную Думу был внесен проект федерального бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов. Он содержит очень много различных интересных моментов, и мы их наверняка будем разбирать на протяжении как минимум пары месяцев, потому что каждый из них требует достаточно серьезного и предметного анализа. Однако сейчас я бы хотел остановиться на следующем. Это фонд национального благосостояния (ФНБ).
Итак, глава Минфина Антон Силуанов подтвердил, что со следующего года ФНБ будет использоваться исключительно в качестве источника инвестиций в крупнейшие инфраструктурные проекты, а также в новые отрасли. Ну и на всякий случай все же еще будет служить подстраховкой для бюджета на случай резкого падения нефтегазовых доходов. Но такой сценарий весьма маловероятен, ведь в последующие годы цена на нефть, заложенная в бюджете, составляет всего 60 долларов за баррель. А этот уровень слишком низкий, по-своему очень консервативный. И понятно, что на 90-95% стоимость нефти Urals будет выше.
Но вернемся к ФНБ. 2024 год станет последним, когда из него будут забираться средства в федеральный бюджет для финансирования дефицита – да и то далеко не факт по причине того, что в этом году предполагается пополнение ФНБ на 37 миллиардов рублей. Это небольшая сумма – можно считать, что пополнения и не будет. Но факт остается таковым, что до настоящего момента в текущем году в бюджет деньги не забирались. Соответственно, и до конца года такая вероятность невелика.
Однако же давайте вспомним, что было в прошлом году. Декабрь. 2 трлн рублей просто взяли из ликвидной части ФНБ и вытащили зачем-то в бюджет, хотя имелись и другие источники. Но в этом году дефицит увеличивается. Если изначально он был запланирован на уровне примерно в 2 трлн рублей, то сейчас вырос примерно до 3 трлн. Тем не менее, иными источниками, как я уже сказал, покрыть все это реально.
Однако почему важно изменение самого целеполагания Фонда национального благосостояния? Предыдущий опыт, который реализуется с 2020 года, показывает, что средства ФНБ являются самым эффективным инструментом инвестиций в крупнейшие проекты развития реального сектора экономики. Здесь, как сказал Силуанов, можно обратить внимание на развитие инфраструктуры: расширение БАМа и Транссиба, строительство трассы М-12 "Москва – Казань", высокоскоростная магистраль "Москва – Санкт-Петербург". Все это будет финансироваться частично за счет средств ФНБ.
Но на что я обратил бы внимание, это на развитие в том числе и новых отраслей. Что такое новые отрасли? Это, опять же, капиталоемкие, которые не могут выжить и развиваться в условиях текущих процентных ставок на рынке, которые требуют льготного кредита, долгосрочных льготных вложений лет на 15-20 в различных формах. Однако, учитывая все тот же высокий уровень ключевой ставки, в бюджете средств хватает не на все. Необходимо субсидировать все больший и больший объем кредитов. И в этом контексте прямые инвестиции, в том числе из Фонда национального благосостояния, приобретают, разумеется, огромное значение.
А ведь мы помним, что было еще, казалось бы, совсем недавно. 5 лет назад вместо ФНБ у нас была так называемая "кубышка Силуанова", как ее именовали в народе. В чем была изначальная суть создания вот всех этих так называемых суверенных фондов? Раньше это были, например, Стабилизационный фонд, Резервный фонд. Идеологом данной политики является Алексей Кудрин. Основная суть заключалась не просто в выкачивании денег из бюджета и направлении их на какие-то банковские счета, где они лежали мертвым грузом, а не работали на наше экономическое развитие. Суть была еще и в прямом выводе средств из экономики. Ведь в былые времена на деньги, которые были получены в результате нефтегазовых сверхдоходов, закупалась иностранная валюта и даже государственные облигации западных стран. Преимущественно, конечно, это были облигации, которые выпускала американская ФРС.
Фактически на наши деньги, которые мы получали в результате экспорта нефти и газа, мы финансировали американскую экономику. Кто-то здесь может сказать: ну что значит финансировали? Насколько велик объем американской экономики, какой там объем госдолга – а мы вкладывали всего лишь по 100-120 млрд долларов. Сущие копейки. Однако это только мы вкладывали. А другие страны? А Китай, который фактически принудили инвестировать в американские гособлигации более 1 трлн долларов? А Япония, которая после окончания Второй мировой войны фактически превратилась в колонию Соединенных Штатов. Из всего этого по крупицам и складывалось американское экономическое доминирование.
Но сейчас этому пришел конец, и изменение целеполагания ФНБ, что у нас сейчас происходит, является таким очень ярким маркером того, что теперь получаемые деньги, наконец, будут работать на Россию. Хотя уже работают. Как я сказал, началось подобное с приходом во главу кабмина Михаила Мишустина. Сначала потихоньку, потом все больше и больше открывался поток средств, который направлялся на инвестиции из ФНБ. Сначала были профинансированы всего несколько крупных проектов – а сейчас их в списке уже десятки.
Но, конечно, одного изменения целеполагания недостаточно. Необходимо менять саму модель управления, оставлять в первую очередь доходы, которые получает Фонд непосредственно внутри себя, чтобы их затем реинвестировать, а не направлять в федеральный бюджет на средства Фонда. Также можно закупать российские ОФЗ. Ставка в 16,5% дает хорошую доходность для размещения средств. Но это уже все второй этап. Что касается самого главного изменения – если угодно, идеологической составляющей управления системой суверенных фондов – то здесь мы видим очень большой прогресс.