С подрастанием своего старшего ребенка,которому на данный момент два года, я периодически просматриваю материалы чем бы его интересным занять. И что вы думаете? Большинство предлагаемых занятий сводится к развитию речи. Хм, значит, вопрос для многих родителей актуальный, ведь как мы знаем спрос рождает предложение. Однако, упор делается на сенсорные и моторные навыки ребенка. Безусловно, это важно для развития,однако не является первостепенным в развитии именно речи. (Хотя так же играет свою роль и пренебрегать этим не стоит, но и делать основной упор тоже. По большей части сенсорные развивашки маркетинговый ход).
Давайте разбираться. Учеными регулярно проводятся исследования, что в бОльшей степени способствует запуску речи. Конечно, выявили что все нижеперечисленные пункты нужны в совокупности и чего-то одного будет недостаточно. Однако начнем по порядку от большего влияния к меньшему.
Итак, наибольшее влияние оказывает... Есть предположения? Тадаам! Насколько часто родители общаются со своим чадом, читают ли вместе книги, обсуждаю ли всё вокруг. Удивительно, но это стало очевидным совсем недавно, буквально лет 30 назад. Сюда входит и то с общительными ли людьми живет ребенок и конечно его внутренние (врожденные) особенности.
Науке уже известно, что в возрасте 6-9 месяцев ребенок не просто слышит речь взрослых, но и набирается определенных данной речью звуков. То есть ребенок рожденный во Франции будет лепетать и пытаться повторять одни звуки, а рожденный в России другие. В это время у него выстраиваются нейронные связи и закладывается ядро речи. В дальшейшем (примерно после 1,5 лет) он начнет это всё пытаться выдавать в словах. Здесь мы делаем вывод, что чем больше и качественнее мы общаемся со своим малышом, тем скорее он освоит речь. Ещё раз, если родители много разговаривают, то речь будет развиваться быстрее, если же они не общительны, то, соответственно медленнее. А, чуть не забыла, так же известно, что речь это навык научения, а не врожденный. Ученые долго и упорно спорили на этот счет, однако, как известно, дети воспитанные животными человеческую речь не осваивают.
Вторым важным аспектом является понимание ребенком логики поведения близких взрослых и людей в целом. Конечно только на первоначальных этапах развития мозга ребенка. Так как ждать от малыша, что он будет простраивать логику и предугадывать события как взрослый человека некорректно, ведь дети способны это делать не раньше 7ми лет. Науным языком это называется интерсубъективность и управление раздельным вниманием.
Например, если мама взяла бутылочку, значит я скоро буду пить молочко; если мама задвинула шторы значить сейчас будем спать и тд. Для ребенка важно понимать что происходит. Какие слова и фразы связаны с конкретными действиями, а для этого необходима именно обращенная к малышу речь. Например "давай сядем на стульчик, ведь сейчас мы будем кушать. Открывай ротик, ам". Уже даже в исследованиях выявили, что особая материнская речь обращенная к малышу, та самая, которой мы не будем общаться с другими взрослыми, является важной для развития.
Кстати, если мамочка пришла к специалисту с подозрением на речевое недоразвитие, то её обязательно спросят, насколько часто малыш жестикулирует, показывает ли пальцем чего он хочет, мотает ли головой в знак согласия или не согласия, показывает ли жест "айяяй" и дт. Но если не показывает, учили ли вы его этому, показываете ли сами и конечно важен возраст ребёнка ибо в 1,5 года он может этого ещё не уметь. Этот навык говорит не только о понимании ребёнком речи, но и о том, может ли он определённые жесты связывать с их значениями.
Ну и еще одним аспектом развития речи является способность раличать, воспринимать и воспроизводить последовательности, например последовательность слогов в слове или смену дня и ночи, времен года и тд.
Современные исследования показывают, что примерно в год ребенок уже различает все звуки и интонации в родной речи, но вот полностью их осознавать и отличать в речевом потоке, разделять слово от другого слова и многое другое малыш сможет полностью только годам (не пугайтесь) к четырем-пяти. Однако, чтобы их различать, нужно их слышать. Поэтому при задержке речи в первую очередь проверяют слух, а уже потом всё остальное.
Еще одним важным пунтом для развития речи является так называемая зрелость артикуляционного праксиса. Простыми словами может ли ребенок произносить те или иные звуки и дозрели ли его мышцы до этого. Как многие дети не выговаривают букву "р", так в начале освоения речи могут не выговаривать другие звуки и испытывать из-за этого дискомфорт.
Только представьте как много ребенок должен уметь и как много у него должно быть сформировано чтобы освоить речь! Ведь у него при этом мало того нет учителя,который бы что-то подсказал, так еще и мозг развит намного меньше чем у взрослого человека. Когда малыш повторяет звуки за взрослым (а это,кстати,еще одна предпосылка которая должна сформироваться) он должен сам понять что он повторяет, что значит это слово или фраза и никто не в силах ему это объяснить, ибо это первый язык который он изучает.
Играйте с малышом, разговаривайте с ним, показывайте и рассказывайте всё вокруг, что это и как называется, особенности предметов (это чайник, он черного цвета, он делает воду горячей и мы можем с помощью него попить чай), читайте побольше книг, и даже не всегда понимайте малыша, это тоже стимулирует к старанию быть понятым. И тогда, речь не заставит долго ждать!