Вопрос:
«Почему священники так нарядно одеваются, если сам Иисус и апостолы были в простых одеждах?»
Ответ батюшки:
Я хожу в чёрном и простом. И свой крест прекрасный я очень люблю именно за то, что в нём мало украшений. Хотя носить крест с украшениями – это такое право, которое как награда даётся священнику.
Дело в том, что священник не сам одевается красиво, он надевает красивую ризу на богослужение. Это немножко другое. Сам священник носит обычно простую одежду. Более того, даже если священник в гражданской одежде, если он наденет что-нибудь яркое, он получит замечание от священноначалия.
Риза шьётся не священником. Красивая, богатая риза, как и золотые купола на храме, как и прекрасные мраморные полы там, где есть в храме на это деньги – это результат реализованного желания людей украсить то, что им дорого.
Для примера, любой любящий свою жену мужчина хочет её красиво одеть, хочет подарить ей кольца, серьги, красивое платье. Это нормально. Это желание украсить того, кого ты любишь.
Это желание рождалось в человеке по отношению к храму. Поэтому храм всегда был местом, куда даже бедные люди, живущие в совсем неукрашенном жилище, приносили самое красивое, что у них было.
В храме было кованое паникадило, слюдяные окошки, расписные подсвечники, расшитые ризы, красивая закладка в Евангелие, может быть, даже с позолоченным окладом, красиво украшенные иконы с позолоченными окладами.
Но надо сказать, что это желание достигло своего пика в эпоху барокко. Когда эти крупные, большие, позолоченные детали крепились на основную форму какого-то предмета, допустим, расшивалась так риза, или они золотились на огромных иконостасах. И для человека того времени это было нормально.
В качестве примера приведу вам вот такой факт. Когда я был маленьким, многие люди вокруг меня носили золотые зубы. Свои зубы меняли на золотые. Не только потому, что не были ещё разработаны технологии похожих по цвету зубов, а потому, что это было показателем того, что ты состоятельный человек. Много перстней, много золотых зубов.
Сейчас, конечно, эстетика совершенно поменялась. Сейчас воздвигнутый заново храм с украшением в стиле барокко, конечно, выглядит уже нелепо. Потому что сейчас мы так не украшаем. Сейчас мы совершенно по-другому относимся к тому, как мы украшаем интерьер.
Например, вы войдёте в Юсуповский дворец в Крыму или во дворцы Санкт-Петербурга и увидите, что всё просто позолочено. Сейчас это воспринимается как безвкусица, как моветон. Сейчас время, наверное, белых не расписанных храмов.
Кстати, есть такой очень горький термин, его используют современные иконописцы, он называется «ковровая роспись». Когда расписывается каждый квадратный сантиметр, и это всё рябит в глазах, и на самом деле очень сильно отвлекает от молитвы. А должны быть центральные, главные, важнейшие образы, которые помогают сосредоточиться на молитве.
Я считаю, что то же самое должно быть с ризой. Она должна быть однотонная, из красивой ткани, приличествующей алтарю, с красивым крестом. И этого вполне достаточно.
Постепенно вот это отношения к тому, что воспринимается как красота, из внешнего мира, проникает в церковь и на самом деле возвращает её к тем временам, когда украшения были очень аскетичны.
Если вы поедете в Троице-Сергиеву лавру, зайдёте в ризницу и посмотрите на облачение преподобного Сергия Радонежского, то увидите простой холст, который ничем не украшен. Или, допустим, сосуды, на которых он служил, это деревянные крашеные сосуды с небольшой росписью. И то это была роскошь в то время.
Можно провести такую параллель, что у нас уже очень многие, вслед за европейскими богатыми людьми, не одеваются роскошно. Они одеваются просто, качественно, может быть, это даже дорого, но не очень.
И, допустим, одна деталь — часы, если им надо подчеркнуть свой статус. Есть очень много людей, которым и не надо этот статус подчёркивать. Люди, которые свободны от этого тщеславия.
Мне кажется, что это постепенно влияет на Церковь в таком благом смысле, в хорошем. Это как раз то самое хорошее влияние мира, которое нам сейчас очень нужно.
Потому что действительно человек, живущий в бедности, в постоянном поиске средств, которому не хватает детям на лекарства, когда он заходит в храм и видит раззолоченный семиярусный иконостас, он не очень понимает, зачем это нужно. Может быть, лучше двухъярусные, с хорошими иконами и простыми дубовыми колоночками.
Кстати, очень интересный момент. Почему именно на рубеже XIX и XX веков так полюбился дуб, как материал для иконостасов, аналоев, стасидий, киотов? Потому что это просто материал, его можно не золотить.
Когда икона окружена золотой рамой, золото, конечно, отвлекает от иконы. И мы не воспринимаем это сейчас как украшение, как то, что нужно преодолеть для того, чтобы помолиться.
А дуб, созданный Господом красивым материалом, обработанный, может быть, даже с резьбой красиво человеческими руками, — это та мера, которая сейчас очень востребована в церкви.
Есть у нас эта проблема? Да, есть эта проблема. Но у неё есть какие-то такие объяснения.
Читайте еще:
Текст основан на видео с канала «Священник Федор Бородин»