Автор: Михаил Щипанов
Похоже, даже из Лондона бывший главком ВСУ Валерий Залужный продолжает угрожать остаткам авторитета просроченного президента Украины. А все дело в том, что даже высылка генерала, ставшего на деле опасным политическим соперником властолюбивого Зеленского, не устраняет его опосредованного влияния на текущие, прежде всего, военные дела Незалежной. И его имя, хоть и издалека, но всплыло в связи со вторжением ВСУ в Курскую область.
Зеленский готовил вторжение ВСУ в Курскую область еще в начале года: но кое-кто был против
А все потому, что украинским пабликам стала известна почти историческая подоплека интервенции в наш регион. Выясняется, что у гениального стратега Зеленского идея вторжения и захвата некоторой части российской территории родилась еще в самом начале нынешнего года. Неизвестно, сам ли он пришел к такому варианту обострения ситуации и демонстрации того, что «рiдна ненька еще не вмерла», или все-таки это был вброс постоянно тусующихся в украинских штабах иностранных советников. Но проблема была в том, что столь ударный план сильно не понравился действующему на тот момент главкому Валерию Залужному, который активно проявлял свою строптивость, оппонируя фантазиям национального лидера. Мы помним, что он был и против прошлогоднего летнего наступления ВСУ, полагая, что без солидной поддержки авиации такой «контрнаступ» будет обречен на неудачу.
Так, собственно, и случилось, но неофициально вину за провал операции тогда все равно повесили на Залужного, хотя вся настоящая вина его заключалась уже в скачке личной популярности и лидерстве в соцопросах. Теперь становится очевидным, что Залужный был категорически против и авантюрного вторжения в исторические пределы России.
Эту версию подтверждает и достаточно солидное издание Politico. Весьма характерно, что Залужный задал, как теперь утверждают, ряд неприятных для амбициозного Зеленского вопросов. В частности, поинтересовался, а что делать дальше, после прорыва на российскую территорию и закрепления там? И, как нетрудно догадаться, Залужный не получил вразумительного ответа на его профессиональные вопросы, девальвировавшие такой искусный план лидера. Видимо, этот выпад и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения верховного главнокомандующего.
Тем более, что возражал Зеленскому не только Залужный, но и другие офицеры, в частности командир 80-й десантно-штурмовой бригады Ишкулов, который и был уволен уже после того, как Залужного выслали в Лондон в посольство. Зеленский как бы показал всем видом: «Я тут главный!»
Сам командир десантной бригады явно опасался того, что его подразделение одним из первых будет подставлено в ходе такого броска под огонь российских батарей и окажется обреченным на бесчисленные потери. Примечательно, что группа украинских офицеров выступила против увольнения Ишкулова, а местные СМИ объяснили его отставку тем, что полковник, дескать, выступил против реализации задачи, которая не соответствовала потенциалу его бригады. И если бы только бригады.
Не исключено, что скрытое брожение в рядах элитного украинского офицерства, явно встревоженного возможными последствиями планировавшегося вторжения в российские области, было воспринято как проявление растущей оппозиции Зеленскому в среде кадрового офицерства, и даже как признак готовившегося заговора. Иными словами, Курская операция еще даже на этапе «гениального замысла» причинила ущерб моральному состоянию украинской армии.
Видимо, поэтому даже накануне вторжения замысел сей держался в строжайшем секрете не только от основной части солдат, но и командиров разного ранга. В курсе был только узкий слой полностью лояльных экс-президенту офицеров. Тем более, что к тому моменту замысел вторжения был дополнен еще и планом захвата Курской АЭС, которую якобы в Киеве решили обменять на Запорожскую АЭС.
Держаться до ноября?
Понятно, что Зеленского сейчас полностью устраивает нынешний главнокомандующий Александр Сырский, который с экс-президентом не спорит. Сейчас у Сырского один приказ – держаться в курских землях и одновременно не сдавать пока Покровск. Владимир Зеленский, отправляющийся 23 сентября в Соединенные Штаты для участия в работе Генассамблеи ООН со своим заранее разрекламированным планом «перемоги» для представления Джо Байдену и Камале Харрис, должен создавать видимость того, что армия Украины все еще представляет из себя грозную силу. Ей бы, мол, только дать право на нанесение натовскими ракетами большого радиуса действия ударов по целям в глубине России. И дело пойдет.
Так что до середины следующей недели Сырский должен любой ценой, точнее, ценой жизней своих солдат, удерживать фронт под Покровском и Угледаром и одновременно тормозить начавшееся вытеснение украинских сил вторжения в Курской области. Но можно спрогнозировать, что и после визита Зеленского за океан послабления Сырский не получит, ему еще долго придется ломать голову над все больше напоминающей «тришкин кафтан» диспозицией украинской армии. Постоянно тасуя и перебрасывая бригады, которые уже на ходу формируются из отловленного на улицах контингента.
А дело в том, что на ноябрь Зеленский планирует проведение своей второй «мирной конференции», куда он снисходительно обещает пригласить и Россию. Значит, и в течение октября, как минимум, нельзя допустить, чтобы фронт рухнул, а силы вторжения оказались в «котле». Украина-то все еще надеется на переговоры с позиции силы. Но на случай провала уже силами доверенных депутатов Сырского заранее готовят на роль «козла отпущения». Не Зеленскому же брать на себя вину.
Так что Курская операция, ставшая своеобразной идеей-фикс Зеленского, аукнется местному нацистскому истеблишменту не только тяжелыми людскими потерями и целыми кладбищами западной военной техники, но и расколом в военном сообществе.