Найти тему
Артельный Ряд

Хищник, оборотень... игрушка!

В языческую эпоху медведь почитался, как тотемный предок людей. Образ человека-оборотня в медвежьей шкуре и соответствующее божество были популярны на Евразийском континенте. На Руси медведь считался покровителем семьи и плодородия, хозяином зверей и леса, духовным помощником человека и его же предком.

Человеческое происхождение медведя отражено в славянских поверьях. Считалось, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица — с грудью как у женщины. У медведя человечьи глаза, ступни и пальцы, он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит и любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь (и сам иногда говорит), постится весь Рождественский пост: сосет лапу. Как и люди, он неравнодушен к меду и водке. Он "думец" и наделен разумом, но, как говорят, "в медведе думы много, да вон нейдет". Доказательство его человеческого происхождения охотники видели в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так, как на зверя.

Медведь и медвежата, Уильям Холбрук Берд,1864
Медведь и медвежата, Уильям Холбрук Берд,1864

Даже после прихода христианства отношение к медведю еще долго не менялось. "Церковный устав" князя Ярослава Мудрого запрещал поедание медвежатины - за это полагалось покаяние у митрополита и наказание от него же. Возможно, более поздний запрет на медвежатину был связан с последствиями заражения людей через медвежье мясо опасными паразитами.

Образу медведя присуща также брачная символика плодовитости и плодородия. Свадьбу предвещает рев введенного в дом ручного медведя, а также подблюдная песня о медведе. Медведь, приснившийся девушке, сулит ей жениха. Он символизирует жениха и в свадебных песнях. На свадьбе, чтобы заставить молодых целоваться, кричали: "Медведь в углу!" "Петра Ивановича люблю", — должна была ответить невеста и поцеловать жениха.

В разные периоды нашей истории медведи выполняли зачастую прямо противоположные функции. В 16 в., особенно в годы опричнины, их могли использовать для приведения в силу смертных приговоров. Тягаться с мощным зверем было невозможно, и осужденных ждала страшная смерть.

В 17 в. роль медведя изменилась: теперь он воспринимался как сказочная диковинка, способная при должной тренировке выполнять захватывающие трюки. Северное Поволжье — и Нижегородский край в первую очередь — на протяжении столетий было тем местом, откуда происходило большинство вожаков и ученых медведей. Этот промысел был здесь традиционным и потомственным.

Сергачский уезд был центром нижегородского медвежьего промысла, который являлся основным занятием большинства мужского населения уезда. В отдельных селениях содержались десятки медведей. Медвежники отлавливали медвежат или покупали уже выученных зверей. Дрессировкой, если надо, занимались сами. Некоторые владельцы, имевшие по нескольку медведей, отпускали их в аренду другим. С медведем отправлялись вожак-поводильщик и "козарь" — мальчик лет тринадцати. Выходили на промысел артелями человек по семнадцать в начале августа или в середине сентября, а возвращались обратно "к петрову дню (29 июня), к троице, к ильину дню" (20 июля). "Поживешь дома-то недельки три и опять собираешься в поход". А походы нижегородских медвежников были далекие: они добирались до Арзамаса, Москвы, Смоленска, Петербурга, выступали в Могилевской, Витебской, Минской губерниях, заходили и в Польшу.

В. Суриков «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского» (1900).
В. Суриков «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского» (1900).

Особый пласт культуры, в которой воплощается образ медведя, составляет игрушка. Постепенно сакральное, обрядовое значение игрушки уходит в прошлое, и игрушка становится важным составляющим элементом детского мира - в виде глиняных, керамических и деревянных фигурок.

Глиняная фигурка из ассортимента магазина Артельный Ряд
Глиняная фигурка из ассортимента магазина Артельный Ряд

С 19 в. в России начинают продаваться мягкие игрушки в виде медвежат. Например, в подмосковном Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря, шили таких простеньких мишек, набитых опилками, и продавали сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.
До 1930-х годов дети могли играть только с деревянными, либо глиняными игрушками-медведями, которые создавались кустарными артелями или отдельными ремесленными мастерскими. Мягкую игрушку "медведь" Россия получает лишь в 30-е годы 20 в., когда в СССР было запущено массовое производство мягких игрушек-медведей. Советских игрушечных медвежат в основном шили из недорогих материалов естественных расцветок - это мягкая фланель, ткани с начесом, имитирующие ворс, плюш.

Мягкая игрушка из ассортимента магазина Артельный Ряд
Мягкая игрушка из ассортимента магазина Артельный Ряд

И по сию пору медведь был и остается одним из любимых символов России. Например, в воспоминаниях тех, кто видел Олимпиаду-80, навсегда остался очаровательный мишка, который стал ее талисманом и принес сборной СССР много побед. Кульминацией закрытия игр стал взлет на воздушных шарах резинового восьмиметрового Олимпийского Мишки под трогательную песню исполненную Львом Лещенко и Татьяной Анциферовой.

#артельныйряд #пискунова37 #медведь #история #игрушка