Найти тему
Алексей Кондратенко

Главное с презентации цикла романов «Катрина» на ММКЯ 2024

Главное с презентации цикла романов «Катрина» на ММКЯ 2024
Главное с презентации цикла романов «Катрина» на ММКЯ 2024

Для тех, кто не попал на моё выступление на Московской Международной Книжной Ярмарке в Экспоцентре 4 сентября. Презентация приключенческого мистического цикла «Катрина» получилась не только про Литературную Вселенную Лордоков, но и про искусство, мифологию и литературу в целом. Про необходимость привести интеллектуальное в развлекательное, сохранить наследие, культурные коды и символизм художественных образов.

Главное с презентации:

1. Цель цикла романов «Катрина» — через художественное популяризировать реальное. Через вымысел просвещать, рассказывать о небанальных малоизвестных, но интересных реальных вещах, событиях и идеях. Не в нудной, а в увлекательной подаче. Именно поэтому книги так тесно переплетены с реальной историй, фактологией и научными дисциплинами. Многие сюжеты в цикле говорят на том же языке смыслов и образов, что и древнейшие мифы человечества, например образ мистических деревьев: сакральное древо в аврамических религиях, мировое древо у скандинавов и иранцев — также является важным сюжетным и смысловым архетипом в книжном цикле «Катрина» и имеет свою интерпретацию. В цикле встречается два древа: перевернутое древо смерти на острове Лордока в книге «Катрина: Земля падших» и древо на горе Корона в мире Аниширы из книге «Катрина: Число начала», под которым Анишира обитает, как змей искуситель.

2. Существует три вида готики: первый, самый известный вид, это современная субкультурная готика, берущая начало из ответвления панк-рока 70х — с этим видом цикл связан меньше всего. Второй вид это литературная готика эпохи романтизма, подарившая миру лучшие романы триллеры и хорроры — во многом повлиявший вид готики на подход к повествательным акцентам в цикле «Катрина». Третий вид это средневековая готическая эпоха. На ней нужно остановиться подробнее...

3. Этика искусства в готическую эпоху средневековья называла вещи своими именами: ужасное изображалось ужасным, а прекрасное прекрасным. Этому же принципу подчинен и художественный мир в Литературной Вселенной Лордоков. Поэтому он контрастный, пугающий и восхищающий, отталкивающий и манящий. Это выражено в смыслах, персонажах, и образах цикла романов «Катрина». Такой подход способствовал развитию общественной мысли на протяжении веков и особенно важен сейчас, когда нынешний мета-модерн ради бездумной насмешки пытается переворачивать с ног на голову и смешивать всё в одну кучу.

4. Со времен классической готической литературы эпохи романтизма повелось называть произведения в этом жанре именами: «Ленора», «Кармилла», «Дракула», Франкенштейн (с подзаголовком «или Современный Прометей»). И цикл «Катрина» продолжает эту традицию. Но название не означает, что Катрина Вэллкат окажется главной героиней или что история зациклена на ней. Не в этом задача повествования. Она антигероиня и знаковый персонаж, но я дозирую её присутствие в сюжете, потому что мне интересные разные судьбы. Героев в центре внимание великое множество, и истории не крутятся вокруг кого-то одного, сюжетных линий много.

5. Как автор я берусь за сложные темы. Я вижу в них нераскрытый потенциал. В цикле романов «Катрина» такой сложной темой являются вампиры. Это кризисная нишевая тема для индустрии, у неё много проблем, но ее постоянно оживляют и от этого никуда не деться, а у меня как автора есть способы решения этих проблем. Эти способы родились из неспешного многолетнего компаративного анализа темы, критического разбора и желания соединить противоречивые версии вампирзма в одну лакончиную мифологию Лордоков, которая понравится широкой аудитории: взрослому читателю с большим культурным багажом. Например, одна из проблем жанра литературы о вампирах это вампироцентричность сюжета и еще камерность, где кровососание так или иначе эпицентр проблем. Ладно, но надо двигаться дальше. Я увожу сюжет в масштаб, создаю внешний конфликт и рассказываю просто хорошие истории. А новая мифология вампирзма в лице их отцов Лордоков это предлог для мрачной эстетики и исследования тёмной стороны человеческой природы. В свое время Джон Рональд Руэл Толкин взял фольклорных эльфов и наделил их высокой эстетикой, цивилизациией, метафизическим подтекстом из своего воображения. Я иду своим путем и не подражаю, но делаю с вампирами нечто похожее. Я отталкиваюсь от фольклора, меинстрима и классической литературы, чтобы создать сложную цивилизацию Лордоков, которая уважает истоки, но устремлена вперед.

6. Центральные персонажи, клан Валлкичей — сербы, потому что надо было отдать щедрую дань и историческому факту: единственные документально подтвержденые случаи вампирзма относятся именно к Сербии XVIII века, и больше ни к какой другой стране. Даже само понятие "вампир" в биологию позаимствовано из сербского фольклора, а из-за популярности Дракулы, массовая культура стала связывать Румынию с вампирами, что культурологически не точно. По этике писательства именно правда и знания приносят ценность в художественное, поэтому важная часть работы над циклом "Катрина" это достоверность и корректность.

7. Цикл «Катрина» отвечает на вопросы, которые прежние произведения о вампирах так и не дали: почему одни вампиры аристократы, другие воители а третьи вообще нежить, лезущая из могил? Кто был первым бессмертным, как он им стал, какие обычаи и верования бытуют о вампиров, какое будущее или конец их ждёт? Я описываю эсхатологию от зарождения бессмертных до их конца. И эти ответы взяты не просто из фантазии автора, а тесно связаны с мифо-символическим наследием человеческой цивилизации, фольклором и культурным кодом жанра. Все потому что в Литературной Вселенной Лордоков нет магии и волшебства. Это по сути мрачная фантастика, рациональная и логичная, поэтичная и образная. Я объясняю с помощью биологии и физики то, что в других произведениях припудрено волшебством, а под обликом мистики использую аллегории.

8. Общая концепция книжного цикла «Катрина» это "мистический Джеймс Бонд". Цель: задать высокую планку приключений, в которых есть стиль, хороший вкус и размах: разные страны, разные эпохи, и взгляд на персонажей с разных сторон. Поэтому цикл разделён на дилогии: "Дилогия 1910 года" про Англию в неизбитой эпохе до Первой мировой войны, со своей приключенческо-поэтической подачей. "Калининградская дилогия" про современный Калининград в нуарном стиле об изменениях персонажа. И на подходе самая яркая и безумная "Балканская дилогия" о Сербии. Вышло уже 4 книги, а будет как минимум 6.