Найти тему
Полина Дышлова

Взаимопроникновение романтизма и реализма в повести «Шинель»

Объединение романтических и реалистических черт встречается и в повести «Шинель», которую Николай Васильевич создал в 1841 году.

Главным героем этого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин – это чиновник, работающий в одном из петербургских департаментов. Выбор Акакия Акакиевича в качестве главного героя уже является реалистической чертой в этой повести, что было характерно для стиля Н.В. Гоголя той литературной эпохи. Как известно, реализм характеризуется правдивым и всесторонним отображениям действительности на основе типизации жизненных явлений. В отличие от романтизма, который концентрировал внимание на внутреннем миру человека, основной для реализма становится проблема взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование характера личности.

Башмачкин – это типичный образ, в котором олицетворяется множество служащих, «маленьких людей», жизнь которых проходила незаметно для окружающих. Писатель мастерски во всех деталях сумел изобразить внешний вид Акакия Акакиевича: его одежду, стиль поведения, манеру речи – все эти характеристики были присущи реализму. Н.В. Гоголь акцентировал внимание своего читателя на отношениях между людьми. Поскольку для Акакия Акакиевича смыслом жизни являлась его работа, а он переписывал различные бумаги, то в произведении открывались его отношения коллегами, а также отношение высших чинов к низшим, иначе говоря, к подчинённым:

«Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее».

-2

Особое внимание в повести «Шинель» Николай Васильевич уделял раскрытию конфликта, который и стал причиной преждевременной кончины главного героя. Это чрезмерная жесткость, бездушность в поведении генерала, к которому обратился с помощью Башмачкин. То есть в повести раскрываются взаимоотношения человека и среды, которая тоже является реалистической чертой. Ещё одним реалистическим элементом является объяснения характера и поступков персонажей повести их социальным происхождением и положением, условиями повседневного жизни.

Но, необходимо отметить, что рядом с реалистическими чертами писатель вводит и романтические элементы. Прежде всего, к последним можно отнести защиту личности, ведь человек в романтизме является мерилом всех вещей. Однако, несмотря на то, что образ Башмачкина в повести является далёким от классических образцов романтического героя, он всё равно ощущает разлад с обществом, отдаленность людей, что живут в ритме Петербурга. Николай Васильевич в духе романтизма уделяет достаточно внимания внутреннему миру своего героя, и, хотя и говорит о нём с легкой иронией (а так называемая «романтическая ирония» является своеобразным явлением поэтики романтизма), но понимает его чувство)

Появление призрака умершего Башмачкина в конце повести тоже является романтическим элементом, ведь увлечение мистикой, фантастическим есть одной из характерных признаков этого направления. Но развязка произведения происходит в духе реализма. Генерал («значительное лицо», что послужила причиной смерти чиновника), встретив призрак Акакия Акакиевича, меняется к лучшему, становится более человечным и внимательным:

«Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?»; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело. Но еще более замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не было нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели».

Таким образом, объединение романтических и реалистических черт встречается и в повести «Шинель», которую Николай Васильевич создал в 1841 году. Главным героем этого произведения является Акакий Акакиевич Башмачкин – это чиновник, работающий в одном из петербургских департаментов. Башмачкин – это типичный образ, в котором олицетворяется множество служащих, «маленьких людей», жизнь которых проходила незаметно для окружающих. Писатель мастерски во всех деталях сумел изобразить внешний вид Акакия Акакиевича: его одежду, стиль поведения, манеру речи – все эти характеристики были присущи реализму. В образе Башмачкина встречаются романтические элементы: герой ощущает разлад с обществом, отдаленность людей, что живут в ритме Петербурга. Николай Васильевич в духе романтизма уделяет достаточно внимания внутреннему миру своего героя, и, хотя и говорит о нём с легкой иронией. Появление призрака умершего Башмачкина в конце повести тоже является романтическим элементом, ведь увлечение мистикой, фантастическим есть одной из характерных признаков этого направления. Но развязка произведения происходит в духе реализма: генерал («значительное лицо», что послужила причиной смерти чиновника), встретив призрак Акакия Акакиевича, меняется к лучшему, становится более человечным и внимательным.