Что такое результаты начинающих специалистов? Как их собрать и что именно показывать заказчику, чтобы получить первые проекты в работу? Прокачиваем собственную ценность.
Изображение: Шедеврум
Подписывайтесь на канал про маркетинг и SMM «Румянцев рулит». 22+ тыс. человек уже там.
ПОДПИСАТЬСЯ
При нынешнем тренде на осознанность, борьбу с синдромом самозванца и т. д. вы наверняка слышали о необходимости «присвоить результат себе». Что это вообще значит?
Присвоить себе результат — это понять и осознать: «Это сделал я. Это моё достижение, оно вот такое, а я молодец».
И уверенно, без капли сомнений, говорить об этом другим — например, договариваясь о работе в новом проекте, вы спокойно можете озвучить заказчику: «Вот это мои результаты. Я работал с таким проектом, управлял бюджетом 100 тысяч рублей в месяц и повысил продажи компании на 5% за 2 месяца». И в этот момент у вас не дрожит голос, вы не думаете в панике, что вас примут за самозванца, что это слишком незначительный результат и т. д. Это значит иметь нормальную самооценку.
Поработаем над этим?
Почему бывает тяжело оцифровать свои достижения
Вы работаете, учитесь, приносите пользу, но вразумительно не можете себя презентовать, когда нужно. Есть 4 причины, почему так происходит.
Причина 1. Вы преуменьшаете свои заслуги
Мы думаем: «Ну разве это достижение, вот если бы я сделал в 2 раза быстрее, в 5 раз больше…» И стесняетесь считать результат результатом. Вот ещё пару месяцев, год поработаете — тогда будет результат. Но даже через год можно снова думать, что этого опять мало.
Причина 2. Вы сравниваете себя с другими
Мы сравниваем себя с кем-то в своей нише и думаем: «Вот у него результат. А я что? Я пока только учусь. У меня пока мало».
Почему-то мы гораздо легче присваиваем результат другим, не так ли? Но, во-первых, вы увидели результат другого человека только по одной причине: он его сам озвучил, то есть уже поработал над самоценностью.
Во-вторых, сравнение не имеет никакого смысла, потому что мы не думаем, какая у этого самого человека отправная точка. Даже если вы пришли на один курс, с одинаковыми вводными и плюс-минус одинаково учились, не нужно сравнивать себя, потому что у человека совершенно другой характер, ему нужно больше или меньше времени на то, чтобы начать и т. д. Так что сразу помечайте: сравнивать себя с другими мы не будем. Совсем. Никогда.
Причина 3. Вы ждёте подтверждения от других
Иногда мы соглашаемся на свой результат, только если это подтверждают другие люди. Например, вас похвалил заказчик, подруга сказала, что вы молодец, вам выписали премию. Согласитесь, так бывает крайне редко — для этого вам как-то неимоверно должно повезти с начальником или подругой.
Причина 4. Вы вообще не видите результата
Мы бы с радостью сказали, какие мы молодцы, вот только в упор не видим вообще никакого результата. А то, что получилось, — случайность. Например, вы запустили тестовую рекламную кампанию на 10 тысяч рублей и вдруг с неё пришёл человек и купил услугу визажиста. Разве это результат? Может, он вообще не с рекламы пришёл? Или и без неё бы купил, да?
Итак, в корни всех этих проблем и детство мы уходить сейчас не будем. Давайте просто решим, что со всем этим делать. И как оформить свой результат. Он точно есть. Хоть какой-нибудь, но обязательно есть, и сейчас вы в этом убедитесь.
Как зафиксировать «до»
Почему на курсах «Точки доступа» мы просим студентов заполнить анкету и написать своё «до»? Это важный рабочий инструмент для того, чтобы двигаться дальше, чем бы вы ни занимались. В любой сфере жизни, даже если у вас стоит задача просто качественно отдохнуть, именно понимание вашего исходного состояния поможет получить «после» и сделать выводы.
Для наглядности. Если вы выбираете клининг, согласитесь, гораздо эффективнее выглядят фото «до — после»? Если бы вы видели только фото чистой кухни, то не смогли бы сделать вывод о том, насколько качественно и как много поработала компания.
Поэтому не относитесь к задаче «зафиксировать точку А» формально. И уж точно не отводите на это 10 минут времени.
Начните писать заметки в телефоне или блокноте. В течение дня думайте о стартовой точке и обо всём, что связано с нишей, в которой вам нужна точка А.
Например, вы приходите учиться на курс по продвижению личного бренда и хотите развиваться как эксперт, который настраивает рекламу ВКонтакте.
Что можно вписать в свою точку А
- У вас есть страница ВКонтакте, но вы публикуете там только личный контент и не знаете, как начать делать экспертный.
- У вас есть 3 экспертных поста, написанных в стол.
- Вы боитесь, что друзья начнут смеяться над вами и не поддержат.
- Вы не уверены в том, что стоит тратить деньги на курс.
- Вы думаете, что знаете примерно всё, что нужно делать, просто не начинаете.
- У вас совсем нет времени на работу с личным брендом.
Проходит пара часов, и вы вспоминаете ещё несколько моментов.
- К вам где-то раз в месяц обращаются заказчики, потому что вас советуют другие ваши заказчики. То есть у вас уже настроено сарафанное радио.
- Вообще-то у вас есть опыт работы с проектом с 10 тысячами подписчиков ВКонтакте.
- Вы знаете, что такое целевая аудитория, но ещё не изучали свою.
- Вам не нравится работать за низкий чек, сейчас вы берёте 10 тысяч рублей в месяц за ведение группы.
Так постепенно вы собираете всё, что можно отнести к старту, включая свои мысли и страхи.
А чтобы ввести в привычку фиксировать свои успехи, заведите дневник достижений — хотя бы раз в месяц или по настроению записывайте то, что сейчас происходит у вас в работе. Включая мысли, желания, страхи и то, что не нравится.
Также заведите на компьютере отдельную папку для своих успехов. Складывайте туда скриншоты всех хороших отзывов, даже написанных одним словом «огонь» и «спасибо, отлично».
Также сюда можно помещать фото с кумирами-экспертами, дипломы, сертификаты и т. д. Абсолютно всё, что вам нравится, дорого и вызывает улыбку.
Самые хорошие, подробные отзывы скопируйте в документ в общем доступе, чтобы показывать заказчикам.
В моменты, когда опускаются руки, когда кажется, что вы делаете что-то не так, у вас «не получится» и т. д. — черпайте из этой папки силы и подпитывайтесь позитивом. Команда «Ивентологии» проверяла — работает!
Формируем «после»
Что делать дальше? Допустим, вы прошли обучение. Стоит проанализировать, как далеко вы ушли от точки А.
Например, вернёмся к пунктам «до»: вы знаете, что такое целевая аудитория, но ещё не изучали свою. Вам не нравится работать за низкий чек, сейчас вы берёте 10 тысяч рублей в месяц за ведение группы.
Во время курса вы:
- изучили свою целевую аудиторию и теперь понимаете, какой контент нужно делать, чтобы её привлечь
- узнали реальную цену по рынку и поняли, что через месяц сможете повысить чек на 5 000 рублей, у вас есть стратегия для этого.
Но важно не забывать: от точки А к точке Б — целая дорога, которая состоит из многих шагов. Больших и маленьких, вперёд и даже назад. Но это всегда движение, и каждый шаг вы делаете сами.
Какой ещё промежуточный результат может быть?
- Вы написали 5 разных экспертных постов на вовлечение, с кейсами, самопрезентацией.
- Вы выложили первый пост и получили первые лайки.
- Ваши друзья узнали, чем вы вообще занимаетесь и чем можете быть полезны.
- Вы заявили о себе.
- Вы создали телеграм-канал и туда тоже выложили пост.
- Вы составили контент-план на 2 месяца.
- У вас появилась чёткая стратегия роста и понимания, что делать, чтобы прийти к цели.
- Вы узнали то, чего не знали: как настраивать рекламу на личную страницу, какие креативы можно тестировать, по какой стоимости в вашей нише привлекают подписчиков.
- Вы познакомились с потенциальными заказчиками на курсе.
Да, все эти результаты могут пока не отражаться на вашем банковском счёте. Но всё это — инструменты для работы, благодатная почва, в которую вы посадили семена. Теперь нужно их поливать, удобрять и выращивать «урожай».
Формируем «после после»
Мы подбираемся к самому интересному — оцифровке ваших результатов, о которых вы можете заявить и показать другим.
Это могут быть результаты для вашего резюме, закреплённого поста, лендинга или сторителлинга. Всё, что получили за время своей работы.
Для того чтобы их увидеть, вернитесь ещё раз к своей точке А и к промежуточным результатам.
Почитайте свои посты, свои мысли в дневнике достижений, свои цели. Давайте научимся их оцифровывать, даже если никто вас не похвалил, никто не заметил вашей работы, вы мысленно положили их на полку «случайность».
Разберём на примере. Допустим, я хочу освоить новую профессию и работать таргетологом в классных проектах. Чтобы меня передавали из рук в руки, платили выше рынка, но… у меня есть только курс по обучению таргетингу и опыт работы копирайтером. Хотя… если подумать, то у меня есть ещё один релевантный опыт. Я однажды работала пресс-секретарём скорой помощи. А что я там делала? И тут я начинаю вытаскивать из головы свои достижения.
- Создала группы в соцсетях.
- Органически в них пришло 800 человек. Мало? Возможно, если сравнивать с коммерческими пабликами, но это — государственный паблик, без бюджета на рекламу, и здесь трудно делать контент, интересный людям.
- У меня были настолько удачные посты, что они набирали 12 тысяч просмотров через виральный охват.
- Ах, да. Ещё мою новость репостил в свой канал губернатор города. А новость ведь придумала я! И снова результат — рост охватов в 10 раз.
Таким образом, я понимаю, что в резюме на вакансию таргетолога я могу написать эти результаты, хотя на первый взгляд они незаметны.
Теперь займёмся вашими результатами. Чтобы вам было на что опираться, держите список с примерами профессиональных достижений. Они бывают двух видов: твёрдые и мягкие.
Твёрдые — всё, что вы можете показать на конкретных цифрах. Например, таргетолог может приложить скрины из рекламных кабинетов. Мягкие — то, что трудно измерить, но это имеет значение. Например, таргетолог получил предложение о сотрудничестве с компанией Яндекс (или другой значимой в нише).
Примеры твёрдых профессиональных достижений
Берём сюда всё, что получается перевести в цифры. Это могут быть достижения, связанные с работой на проектах, или личные достижения, которые повлияли на профессиональный рост.
- Озвучить количество работы
Так вы можете показать свой опыт — посчитав, сколько чего-то вы уже сделали. Например, настроили более 100 рекламных кампаний, поработали с 25 нишами, собрали 30 довольных отзывов от заказчиков.
- Озвучить бюджет, который вам доверяли
Например, вы умеете выжимать максимум заявок из минимальных бюджетов и можете за 20 тысяч рублей в месяц приводить 20 заявок на услугу за 5 тысяч рублей.
Или вы умеете работать с большими бюджетами — например, заказчик доверял вам откручивать 1 млн в месяц.
- Сказать, с какими проектами работали
Например, вам приходилось работать с популярным блогером, вы писали текст для блогера-миллионника или договаривались с ним о рекламе, у вас есть опыт работы с известным агентством в нише.
- Количество работы за день
Это тоже говорит о вашем опыте и продуктивности. Например, вы можете в день проводить 10 созвонов в Zoom по 40 минут. Пишете 20 тысяч знаков текста.
Количеством можно, наоборот, показать вашу сосредоточенность и фокус на проектах: например, вы берёте на ведение не более двух проектов в месяц для настройки таргетинга, чтобы каждому уделить внимание.
- Посчитать конверсии
Считайте конверсии из любых действий в вашей работе. С таргетологами понятно, а как оценить результат, например, копирайтеру? Можно запросить у заказчика количество переходов по ссылке в посте, можно посчитать количество комментариев под постом, оценить вовлечённость людей или вывести оттуда количество заявок, т. е. лидов.
Также можно считать, сколько клиентов обращается к вам повторно, сколько клиентов оставило вам положительную обратную связь. Например, если все ваши заказчики пишут вам «спасибо» и никто ещё не требовал деньги обратно, то это — «100% довольных заказчиков».
- Посчитать новые скиллы
Если вы научились чему-то новому, автоматизировали работу, освоили программу — это тоже результат.
Например, вы умеете ставить задачи ИИ для создания релевантных картинок, делаете контент, который не нарушает авторские права, или можете быстро транскрибировать текст и редактировать его.
Вы можете сосчитать, сколько программ знаете, сколько времени можете сэкономить с учётом своих навыков. Например, если раньше вы тратили на пост для себя 5 часов, то сейчас пишете пост за 30 минут — это тоже результат.
- Найти новые проекты
В результат вы можете записать и то, что начали работу с новыми партнёрами или проектами. Например, во время обучения у вас появился один заказчик. Со временем он может стать постоянным или привести к вам ещё клиентов по сарафану.
- Сохранили прежний уровень, несмотря на…
Иногда отсутствие нового — это тоже результат. Например, цены на рынке выросли, подписчики стали дороже, но вы по-прежнему приводите клиентам лиды по 100 рублей. И смогли сохранить такой результат на протяжении 4 месяцев.
Возможно, вы работали в компании, где случились трудности, или что-то произошло в стране, но вам удалось не потерять прежние результаты и сильно не упасть в продажах.
- Деньги, которые вы принесли клиенту
Можно посчитать условное количество денег, которое заказчик заработал благодаря вам. Например, вы разместили продающий пост, с которого пришло 3 покупателя, купивших на 15 тысяч рублей. А если посчитать результат за месяц у разных заказчиков? За год суммарно? За всё время работы?
- Результаты по метрикам
Многие результаты можно отследить по Яндекс Метрике, рекламному кабинету в соцсетях, по графикам, составленным вручную. Пользуйтесь этим.
Например, соберите статистику со своего поста по лайкам, сохранениям, репостам. Для наглядности сравните со статистикой старых постов. Или оцените посещаемость сайта, количество переходов на сайт и т. д.
- Упоминания результатов вашей работы
Возможно, вы писали текст для крупного СМИ, вас напечатали в бумажном журнале, компания рассказала о том, что сотрудничала с вами и т. д. Клиент написал довольный отзыв или опубликовал целый пост благодарности.
- Рост клиентов, выручки
Возможно, за время вашей работы проект вырос по количеству подписчиков или в канал пришли новые люди. Или в целом выросли продажи в результате совокупности факторов: до вашего прихода компания продавала в среднем 10 чайников в месяц, а через 3 месяца после вашего прихода в проект стала продавать 17 чайников в месяц.
Даже если вы — одно из составляющих цепочки, это тоже ваш результат как части команды. Не было бы в команде вас — не было бы и такого результата.
Мягкий результат — тоже результат
Сложнее всего работать с мягкими результатами. Это когда вы что-то узнали, осознали или сделали лучше свою жизнь, жизнь своего клиента. Часто этот результат находится просто на уровне ощущений. Но от этого он не менее важен.
Примеры мягких результатов
- Прошёл страх чего-то
Например, раньше вы боялись писать заказчикам первым, а теперь не боитесь. Или боялись ходить на созвоны в Zoom, а теперь сердце не выскакивает из груди. Боялись осуждения, критики, а сейчас умеете реагировать спокойно и даже можете за себя постоять.
В частности — не боитесь работать на реальных бюджетах в реальном рекламном кабинете.
- Вас за что-то хвалят коллеги или заказчики
Прислушайтесь, за что именно вас хвалят заказчики. Результат — это прокачка личностных качеств, то, что они стали явными.
Например, уже двое заказчиков сказали, что с вами комфортно работать. Или коллеги отметили, что вы стали работать быстрее.
Если заказчики немногословны, спросите прямо, почему они выбирают вас, что им особенно нравится в совместной работе? Также не стесняйтесь спросить у коллег/окружающих о том, какие ваши личностные качества они считают лучшими.
Оценка со стороны очень важна и поможет вам рассмотреть в себе то, что вы, может быть, отрицали. Например, вам скажут, что у вас есть свой стиль письма, вы мастер душевных креативов и т. д.
- Вы начали ставить реальные цели
Если вы разобрались в сложном вопросе, получили порцию знаний, то умеете формулировать цели грамотно. То есть понимаете, что не можете, например, заработать с блога с 50 подписчиками в первый же месяц 2 млн рублей. И можете объяснить заказчику, что не приведёте 50 покупателей квартир за месяц, освоив 100 тысяч рублей бюджета.
Умение видеть реальность и понимать цифры — это ещё один маркер того, что вы стали опытнее.
- Вы повлияли на что-то и улучшили чью-то жизнь
Другой человек или ваш заказчик сказал вам, что ощутил ваше влияние. Например, друг прочитал ваш пост о том, как вы бегаете по утрам, и тоже захотел начать тренироваться — значит, вы умеете убеждать людей без навязчивости и хорошо владеете словом, можете объяснять свои мысли.
Или заказчик написал вам, что решил перераспределить бюджет и начать развивать Telegram, откуда уже приходят первые заявки. А именно вы говорили ему о том, что сейчас самое время заводить телеграм-канал.
- Попробовали новое
Если вы что-то протестировали и не получили результат, который хотели, — это… тоже результат.
Например, вы запустили свой первый марафон и попробовали собрать в группу 10 человек на первое обучение копирайтингу. К вам никто не пришёл. Значит, вы уже знаете, что именно не даёт результата, и не тратите на это силы, понимаете, где можно улучшить процесс, и можете двигаться дальше, имея неудачный опыт. К тому же можете предостеречь других от аналогичных ошибок.
Сам факт того, что вы собрались и сделали, — это результат, так как вы могли бы никогда не решиться на подобный эксперимент.
- Выдержали что-то непривычное для себя
Например, вы не очень собранный человек, но в этот раз смогли пройти целое обучение от начала до конца, посмотрели все уроки и выполнили домашние задания.
Или вы вместе с заказчиком решили один месяц придерживаться новой стратегии: постить reels каждый день. Договорились — и выполнили. Это говорит о вас как о дисциплинированном и надёжном человеке.
Показывайте заказчику своё желание работать, вовлекаться в проект, умение брать на себя ответственность, анализировать ошибки, решительность, умение рисковать и делать выводы о том, как улучшить результат.
В каждом результате можно находить для себя ценность. Неудачный опыт, новый опыт и уж тем более успешный опыт — это то, из чего её можно вытащить. Нужно только уметь посмотреть на ситуацию под новым углом и отталкиваться от вопроса: «Что это мне даёт?»
Закрепляем результаты в кейсе
Если вы разобрались со своими результатами и понимаете плюс-минус, в чём вы молодец, то эффективнее не смешивать всё в одну кучу, а закрепить каждый из них по отдельности.
Самый простой способ показать ваши результаты — это написать кейс. Так вы можете подготовить целую серию постов с кейсами и с разных сторон показать свою экспертность и многогранность в глазах других.
Кроме того, кейс помогает погрузить людей в контекст. Например, у вас есть результат «я сделал 10 продаж утюга за месяц». Но если вы объясняете, что магазин только открылся, о нём никто не знал и до этого купили только один утюг — это гораздо лучше донесёт ценность тех 10 продаж, которые могли показаться незначительными.
Например, вы прошли обучение на таргетолога, освоили на практике первый рекламный бюджет заказчика в 20 тысяч рублей и начали рекламировать самого себя. Теперь возьмите один из своих результатов и напишите по нему кейс.
Вот вы получили две заявки на продвижение ВКонтакте после того, как разместили пост-закреп о себе на своей странице. Вам написали люди, которые увидели пост в рекомендованном, т. е. он собрал виральный охват.
Оформляйте кейс по такой же схеме.
- Точка А — у вас не было закреплённого поста, никто не знал, что вы выучились на таргетолога.
- Ваша цель — вы хотите рассказать о новых скиллах и получить первый проект в работу.
- Что вы сделали для этой цели — прошли обучение и написали пост по схеме, как вас научили. Потом опубликовали этот пост.
- Трудности на пути — например, вы решили переписать пост и переопубликовали его, заново собирая лайки и комментарии.
- Результат и точка Б — вы получили две заявки от знакомых знакомых, которым нужны услуги таргетолога.
Это значит, вы грамотно написали пост, смогли донести свою ценность и вызвать доверие у людей. В этом и есть смысл кейсов — подробно рассказать о своих результатах и погрузить в контекст.
Что интересно, кейсы будут работать так же, как ваш дневник достижений. Представьте, как вы перечитаете их спустя полгода, год. Вы увидите свой рост сами, и ваши заказчики и подписчики — тоже. А это самый большой фактор доверия, когда вы честно делитесь результатами и рассказываете, как работаете и что делаете, чтобы их улучшить.