Не я пою – народ поёт. Во мне он песни создаёт
Леонид Трефолев
21 сентября 1843 года родился Леонид Николаевич Трефолев.
Практически в центре Ярославля, на улице Трефолева (бывшей Варваринской) стоит памятник. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что это памятник Трефолеву. Тем более на постаменте имеется табличка. Но вот кто это такой, чем занимался и прославился даже среди ярославцев знают немногие. Памятник установлен в 1958 году на улице, переименованной в его честь.
Обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной в Российской империи в 1890-1907 годах:
«Трефолев (Леонид Николаевич) – поэт и публицист. Род. в 1843 г., в Любиме, Ярославской губ., кончил курс в Ярославской гимназии и Ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении, с 1872 г. редактирует «Вестник Ярославского Земства», где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в «Яросл. Губ. Вед.», «Русск. Архиве», «Истор. Вестнике» и др. Как поэт, выступил в 1864 г.; стихи его появились в «Деле», «Отеч. Записках», «Вест. Европы», «Наблюдателе», «Русск. Обозр.», «Русской Мысли» и др. Стих у Т. очень бойкий; по характеру своей поэзия ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Т. большою известностью пользуются его «Песня о камаринском мужике» («Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский») – на мотив известной народной песни. Т. очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 г. издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале «Уединенный Пошехонец» (Ярославль, 1882); «Славянские отголоски», стихотворения (Ярославль, 1877); «Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи» (Ярославль, 1866); «Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование» (вып. I, Ярославль, 1896)».
Был вынужден оставить государственную службу и «Ярославские губернские ведомости» из-за политической неблагонадёжности.
"У нас же, в подлейшем Ярославле, все состоит благополучно, то есть тише воды, ниже травы. Одним словом, мы благоденствуем, как свиньи в болоте, и хрюкаем: «как славно лежать в грязи!». Полнейший застой!.. Но живется в этом застое порядочным людям отвратительно". Из письма Ф. Д. Нефедову, 26 октября 1874 года.
С 1872 года до смерти служил в Ярославском земстве, редактором «Вестника Ярославского земства», и заведовал земской типографией. Кроме стихов и статей Леонид Николаевич Трефолев писал также и политические сатиры на государственных деятелей. Это могло послужить причиной цензурного сокращения сборника стихов поэта, вышедшего в 1894 году.
Ряд его стихов стали поистине «народными песнями». Это такие известные произведения, как «Дубинушка» и «Песня о камаринском мужике».
"Трефолев осуществил рискованный эксперимент, решив прикоснуться к песне о камаринском мужике. Её фольклорный вариант, который поднял до облаков своим громоподобным голосом Федор Шаляпин, был гораздо короче и личностней. Однако дерзновенность поэта превратила песню в развернутую балладу, подарила ей завораживающие ритменные переходы, неожиданные повороты русского самоцветного слова, то плящущего, топча собственную шапку, то рыдающего всухую — только сотрясаниями плеч. Это ли не воплощённая неудержимая славянская стихия? Такая же трефолевская попытка с «Дубинушкой», к сожалению, не удалась". Евгений Евтушенко. Новые Известия, 2007г.
Переводил стихи славянских, в основном польских поэтов (больше всего белорусско-польского поэта В. Сырокомля). Перевод стихотворения «Ямщик» («Почтальон») Владислава Сырокомли под названием «Когда я на почте служил ямщиком» стал народной песней.
Также переводил на русский язык стихи П.Дюпона, Г. Гейне, Г. Гервега, Т. Шевченко.
Леонид Николаевич умер в 1905 году. Похоронен на Леонтьевском кладбище Ярославля. Трефолев внес значительный вклад в развитие русской литературы, публицистики и краеведения. Его произведения, статьи и исследования продолжают изучаться и цениться, а его имя остается в истории как одного из видных представителей российской интеллигенции конца XIX –начала XX века.
К России
К коленам твоим припадая,
Страдаю я вместе с тобой
И жду той минуты, когда я
Увижу тебя не рабой.
И в рабстве ты чудно-могуча,
Не видя свободы лучей;
Грозна ты, как темная туча,
Для диких твоих палачей.
Они всю тебя истерзали,
Пронзили железом, свинцом,
И руки и ноги связали,
Покрыли терновым венцом…
Надейся! Исчезнут тираны,
Исчезнут коварство и ложь.
Надейся! Ты вылечишь раны,
Венец свой терновый сорвешь.
Терпи же, моя дорогая,
Покуда есть силы, терпи!
Сверкай, огонечком мигая
В широкой унылой степи!
Потом огонек разгорится
На поле угрюмом, нагом,—
И мрачная степь озарится
Далеко, далеко кругом!