Жанр: драма, комедия
Страна: США
Режиссёр: Питер Уир
Музыка: Буркхард фон Далльвиц
Длительность: 103 мин.
Год выхода: 1998
Актеры: Джим Керри, Наташа Макэлхоун, Эд Харрис
Бюджет: $60 000 000
Сборы в США: $125 618 201
На первый взгляд
О фильме "Шоу Трумана" я была наслышана еще со школьной скамьи. Это название постоянно витало где-то вокруг меня. С появлением тиктока, благодаря спойлерам, я уже знала, о чем фильм. Тем не менее, картина мне казалась интересной для просмотра. И я рада, что не ошиблась.
1998 год, но красивая картинка. Прекрасная Наташа Макэлохун (тут же разворошившая мои воспоминания о Калифорникейшне), приятный Джим Керри, демонстрирующий свой истинный актерский талант. Интересная идея, библейский сюжет и освобождающий конец, но обо всем по порядку.
«Он в прямом эфире и даже не подозревает...»
Труман Бёрбанк - простой офисный работяга. Всё в его жизни понятно: утром красавица-жена встречает его с завтраком на их классической американской кухоньке. Каждый день, отправляясь на работу, он здоровается с соседями. На работе просиживает свой забавный костюмчик в офисном кресле. Возвращаясь домой, ужинает с любимой женщиной и ложиться спать, предварительно обсудив перспективы рождения детей и путешествий.
Только вот Труман не знает, что вся его жизнь вот уже тридцать лет транслируется беспрерывным телешоу на весь мир. В его жизни возникали случаи, когда самозванцы пытались разрушить его представления о реальности. Но главный герой не предавал этому значения, до череды подозрительных событий.
Труман - милый, наивный, достаточно инфантильный тридцатилетний мужчина. Он мечтает путешествовать, но панически боится водоемов. Каждые выходные он распивает пару банок пива со своим другом детства, каждый раз рассказывая, что он вот-вот, да и уедет на Фиджи. Почему Фиджи? К этому острову у Трумана особые чувства.
Главный герой, за жизнью которого наблюдает всё человечество, живет обычной, даже в каком-то смысле, скучной жизнью. У него есть всё, чтобы чувствовать себя благополучно, но душа все-равно почему-то не на месте. С каждой минутой фильма Труман начинает понимать все больше и больше.
«Посмотри на закат. Красотища. Тот, наверху, живописец что надо.»
И за этим очень интересно наблюдать. Как в начале фильма он пропускает очевидные странности мимо себя. Так бы сделало большинство: "Не мое дело". Он верит всему, что говорят по радио. Он верит людям, которые его окружают, ведь у него раньше не было поводов усомниться в их словах.
К середине фильма хочешь - не хочешь, а в голову закрадываются мысли "А не являюсь ли я таким же героем телешоу?". Настолько убедительно растяренного Трумана играет Джим Керри. Одна из лучших работ актера, на мой взгляд. И уж точно намного глубже его комедий. Серьезный Керри нравится мне больше.
Любовная линия в фильме тоже есть. Но меня порадовало, что она не является ведущей. Поступки Трумана не обусловлены ею. Все что он делает, он делает не ради любви, а ради себя в первую очередь. И это мне нравится, другой подход к герою, по-моему, испортил бы картину.
«И на случай, если я вас больше не увижу — добрый день, добрый вечер и доброй ночи!»
Но оставим сюжет, потому что рассказать его без спойлеров практически не возможно.
Я хочу поговорить о другом. О библейском подтексте этой картины. Он здесь совершенно точно есть, более того, он выставлен на показ.
Сначала немного о совпадениях, которые я отметила для себя.
Сихэвен - искусственный город, в котором живет Труман и актеры. На английском - Seahaven, морская гавань. Но добавь одну букву, и получится "sea heaven", что уже переводится как "морской рай". С именем главного героя такая же ситуация. Так то он просто Truman (а я не уверена, что такое имя вообще существует). Добавляем "e" и получаем "настоящего человека" - "true man". Мило, и, думаю, задумано как авторами шоу, так и авторами фильма.
Кристофф, создатель всего этого реалити - однозначно фигура Бога в этом крохотном искусственном мире близ Голливуда. На это намекает абсолютно все: и его роль в жизни Трумана, и его офис, располагающийся буквально на небесах, и отношение подчиненных к нему. У него здесь даже есть "суперспособности", объясненные развитием технологий. Лично для меня даже образ этого героя в целом совпал с образом Бога.
Особенно четко эта аллегория прослеживается в последней сцене фильма. Только здесь "Адам" не изгнан за проступки, здесь он выбирает уйти по собственной воле.
«Мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят. Элементарно.»
Как итог - фильм действительно легендарный. Объясню почему.
Во-первых, я не припомню ничего подобного. Единственное, что приходит мне на ум - несколько серий Доктора Кто, в которых так же повествуется о слишком реальных реалити-шоу. Но там посыл совершенно в другом (да и это Доктор Кто). Здесь же все максимально реалистично, и кажется, как будто такая история действительно могла бы произойти в нашем сумасшедшем мире.
Во-вторых тема гуманности происходящего, которая все время возникает в голове зрителя. "Да как они могли взять ребенка и вырастить его в шоу!" - кажется тебе в первые минуты фильма. Смотришь чуть дольше и думаешь, что в данной ситуации, телевизионщики поступили хорошо в каком-то смысле. Постоянно пытаешься ответить себе на вопрос: "А что лучше для Трумана?". И только в конце фильма понимаешь, что герой сам должен ответить на этот вопрос. А ты попал в ловушку этих киношных телевизионщиков :)
В-третьих, библейские аллегории. Это просто моя вкусовщина. Обожаю когда в фильмах существует религиозный подтекст.
Закончим, пожалуй, оценкой.