Найти тему

Яхт-клуб БМП. Из серии про ГДР и ФРГ

Автобус № 93 уходит в рейс из той части Выборгского района Ленинграда, которая в народе зовется СССР (Совсем-Совсем Севернее Ручья). С кольца на Суздальском проспекте 93-й держит путь по территории СССР, потом через ГДР (Гражданка Дальше Ручья),затем, по мосту пересекает Муринский ручей и въезжает на территорию ФРГ (Фешенебельный Район Гражданки). Это уже Калининский район.  Остановка «Гражданский дом 90», возле трилистника – моя остановка. Забираюсь и ищу место, где поудобней встать. Далее, желтый круглофарый ЛИАЗ неторопливо ползет по Гражданскому в сторону метро Академическая, сворачивает направо, и по проспекту Науки на Светлановский. Конечная цель – северо-запад Ленинграда. Та часть города, где Солнечный шар, облизывая Финский залив, вечером закатывается за горизонт.
 Тогда, в отсутствие пробок, этот маршрут занимал около сорока минут. С горки, у завода «Светлана», водитель выключал двигатель и автобус по инерции скатывался на нейтрали. Минуя Светлановскую площадь, ЛИАЗ нырял под железнодорожный мост и, чуть огибая парк Челюскинцев, двигался прямо, затем уходил левее к метро Пионерская. Далее – по Богатырскому, мимо Серафимовского кладбища, к новому корпусу завода ЛОМО. На остановке «Торфяная дорога» автобус пустел, в салоне становилось почти свободно и можно было присесть. Близился конец маршрута. Еще немного вперед по Торфяной, через рельсы мимо железнодорожной станции Новая Деревня и на кольцо, к главному входу в ЦПКИо им. С.М. Кирова.

От конечной остановки автобуса до места тренировки мой дальнейший путь пролегал через Елагин остров, он же парк ЦПКиО. Иногда встречались ребята из нашей группы, живущие неподалеку, и мы шли вместе. Дальше еще минут 25-30 равномерной пешей прогулки через Елагин остров,мимо кафе «Отдых» затем по дорожке, плавно огибая пруды, к мосту. Зимой,чтобы сократить расстояние ходили через пруды по льду. Вот уже виден Елагин мост.  А дальше полтора километра по набережной Мартынова вдоль Средней Невки, прямиком до Яхт клуба Балтийского Морского Пароходства.

Привет, яхт-клуб!

Привет, Безыменный остров!

                ****

В нашей школе не я единственный, кто ездил в такую даль. Ребята на пару лет постарше занимались в школе парусников ДСО «Водник», а я в секции академической гребли того же ДСО «Водник». Тренером гребцов был мой отец.  Вся инфраструктура и сооружения клуба принадлежали Балтийскому Морскому Пароходству, а вот спортивные секции – гребля и парус, существовали под эгидой «Водника».  На корме каждой из клубных яхт значилось «Я/К БМП Ленинград», на деревянных бортах гребных лодок по трафарету выводилось «ДСО «Водник» Ленинград». В конце 70-х Пароходство затеяло масштабную реконструкцию инфраструктуры своего объекта. На месте сгоревшего деревянного здания Императорского яхт-клуба, правопреемником которого являлось БМП, возник современный главный корпус. Рядом, параллельно друг другу, встали новые эллинги с зубчатыми крышами. За скрытыми выдвижными дверями спрятались поставленные на ремонт яхты. Появились новые мастерские с оборудованием и оснасткой, новые рундуки для хранения снаряжения. Территорию стали освещать стилизованные под старину фонари. Яхтенная марина, по форме похожая на вытянутый ковш или лодочное перо, приобрела укрепленную гранитную набережную с чугунными столбцами ограждения на цепях, современными причалами для швартовки килевых яхт, в том числе крейсерско-гоночных.  Со стороны Средней Невки, набережную одели в гранит, оборудовали слип для выхода небольших шверботов: «Оптимистов» и «Кадетов». 

                ****

Главное здание яхт-клуба сразу произвело на меня сильное впечатление.
 Современный минимализм из стекла, бетона и дерева.

По виду трехэтажный корабль с палубой и капитанским мостиком. Со стороны северного фасада вверх поднималась прямоугольная башня, с прорезанной по центру оконной полоской, освещавшей естественным светом внутренние пространства. Башня парила над этажами-палубами, представляя собой ходовую рубку, надстроенную стеклянной смотровой площадкой с балконом и флагштоком. С палубы, точнее крыши, третьего этажа к ходовой рубке плавным изгибом вела бетонная лестница. Стены фасада были облицованы прямоугольными светлыми плитками из мраморной крошки. Эти же плитки служили основным облицовочным материалом для всех клубных сооружений, в том числе КПП. Светлые бетонные квадраты, похожие на шахматные клетки,ковром застилали внутреннюю площадь перед главным зданием. Окошки-иллюминаторы первого этажа еще больше подчеркивали морскую стилистику архитектурного решения. Второй и третий этажи с витражными окнами в темных алюминиевых стеклопакетах, с террасами и балконами, открывали вид на все стороны света.

 Штучный архитектурный экземпляр – главное здание яхт-клуба доминировало среди сооружений Безымянного острова.
 Оно как бы находилось в более весомом архитектурном статусе, чем рядом стоящие эллинги и другие строения. При этом, без напыщенной бравады от веса своего административного главенства, не игнорируя вовлеченность в общую морскую тематику. Во внутреннем убранстве все напоминало о принадлежности к парусному делу, в сочетании с дорогой простотой или изысканным минимализмом. Стены двухцветного холла покрывал сааремский гранит, от центра холла-галереи вверх поднималась винтовая лестница, над которой стеклянным многогранным куполом парила мансарда со скошенной крышей. Через мансардные стекла в помещение естественным образом проникал свет. В левом южном крыле, в корме здания-корабля, находился баскетбольный зал. Лучший среди залов гребных и яхтенных клубов, с отличным паркетом из лиственницы.
 Рядом, на первом этаже уютное кафе-буфет, из окон которого видны: Средняя Невка и Елагин остров.  Здесь витала непринужденная атмосфера: паруса, яхты, катера, гребцы в тонких, как стрела деревянных и пластиковых лодках, оранжево-красный закат над стрелкой ЦПКиО. Разноплановые люди, мореходы с большим опытом странствий и приключений,морские картины и флаги, рассказы и истории про путешествия и регаты. Это место как будто бы существовало вне сковывающих рамок, присущих ведомственным клубам. Здесь, в обволакивающей как капсула ауре, на время забывались все житейские неурядицы. В кафе-буфете – ликер для капитанов в микроскопических наперстках, треугольные бутерброды с икрой: одна часть – красная икра, другая – черная, а по серединке маленькая улитка сливочного масла. Лимонад "Тархун", лимонные эклеры и небольшие шоколадные медальки-все тогда казалось необычайно вкусным.

– Вот тебе рубль, сходи в буфет, купи себе лимонад и бутерброды. Если денег не хватит, скажи, что я вечером донесу. Пусть Люба запишет на мой счет, —говорил отец, отправляя меня утолять голод.

Мне было жалко тратить деньги. Зеленый лимонад «Тархун» и полоска с глазурью или коржик – такой обед, которого мне вполне хватало до позднего вечера. Обед отца состоял: из выкуренной трубки и чашки крепкого чая с чабрецом.

– Со следующей недели будут талоны. После первой тренировки начнете с ребятами ходить обедать в ресторан «Восток». Если талоны останутся, доберете чего-нибудь сладкого к чаю. Ну, там, пирожных разных, – объяснял отец.

В «Востоке» на свободные талоны наполнялась целая коробка с пирожными: ягодные корзиночки, эклеры, колечки с заварным кремом. Потом пили чай в старинном домике, служившим раздевалкой.

Необычные посетители яхт-клуба, вероятно, принесенные какими-то шальными морскими ветрами. Клубные завсегдатаи, съемки «Лицедеев» Вячеслава Полунина с любимой пышной дамой в желтом костюме. Тех самых Лицедеев: «Асисяй! Детективо!»

Или: «По утрам надев трусы, не забудьте про часы».

Вся эта атмосфера притягивала и вдохновляла. Даже не смотря на строгую тренировочную дисциплину каждый день в клубе проходил на едином дыхании, играючи легко. Европейские спортивный канал, настроенный на прием в кафе-буфете, собирал у экрана любителей тенниса. В баскетбольном зале клуба часто проводили тренировки теннисисты. Затем шли обсуждения:
-Ты видел последний матч Бориса Беккера?
-Да уж. Не мог не видеть этот шедевр. Какая техника владения ракеткой, какое понимание игры. Какой же хитрый лис этот Борис.

Проходя в тонкой одиночке мимо клубных яхт освещенных закатом солнца, я любовался обводами, красотой парусов, дизайном деталей оснастки. Моя любимая яхта – клинкерная «Флора» из красного дерева. Она не раз бороздила международные морские просторы, завоевывая трофеи престижных регат. Восхищали: «Новик» и «Глория», «Альбатрос», «Мир» и «Хортица». Где они только не ходили, ведомые своими умелыми капитанами. Но больше остальных я переживал за яхту «Онега», капитаном которой был отец моих друзей по даче – Никиты и Ильи Бриллиантовых.

Мир тесен. Познакомившись на даче недалеко от Ладожского озера, мы даже и не ведали о том, что наши отцы имеют отношение к одному яхт-клубу БМП.  Будьте здоровы, братья Бриллиантовы: Ильюха и «медвежонок» Никитос.

На небольшой парковке перед входом в яхт-клуб иногда стояли необычные автомобили: Фольксваген жук с отполированными до зеркального блеска дисками, американские длинные и широкие «блиновозы», отреставрированная «Победа», пучеглазый «Мерседес» кабриолет. Обыденная коммунальная картинка на время куда-то улетучивалась…

                ****

На втором этаже главного здания находились административные кабинеты и классы парусной школы. Когда-то, еще во времена Императорского речного яхт-клуба, царское правительство выделяло 2000 рублей на обеспечение созданных мореходных классов для обучения штурманов и шкиперов каботажного и дальнего плавания, а также корабельных и шлюпочных мастеров. История Ленинградского Высшего инженерно- морского училища имени адмирала С.О. Макарова берет истоки от мореходных классов Санкт-Петербургского Императорского речного яхт-клуба.

В годы моего детства в стенах яхт-клуба БМП матерые морские волки, продолжая старинные традиции, преподавали юным парусникам навигацию и парусное дело. Но, конечно же, вся основная практика проходила и проходит  для новичков на воде в «оптимистах» и «кадетах».  У гребцов академистов условия были весьма спартанские, без изысков. Проект фантастической реконструкции гребной базы только обсуждался и, забегая вперед, скажу, что осуществиться этому проекту не было суждено.  Раздевалка гребцов – отдельное помещение на втором этаже одного из яхтенных эллингов клуба, а вот эллинги с академическими гребными лодками, плоты для выхода на воду и домик боцмана стояли на берегу Средней Невки. Никаких тренажеров, гребных бассейнов, никаких особенных условий.  Все в эллинге. В любой мороз работа со штангой, разнообразные упражнения, а паузы заполняются игрой в настольный теннис.  Инвентарь тоже самый скудный. Лодки и весла старые-престарые, но бережно хранимые.
Еще одна летняя раздевалка находилась в старинном деревянном домике- летней "резиденции" гребцов, между главным зданием и эллингами для гребных лодок. Говорили, что это единственное здание, уцелевшее со времен основания Императорского речного яхт-клуба. По сути своей, памятник регионального значения. На момент 80-х в домике оставалась действующая старинная печь, которую топили дровами. На одной из стен домика белой чертой был зафиксирован рекордный уровень подъема воды во время наводнения 1975 года. После тренировки чай с лимоном или мятой волшебным образом располагающий к разговору. Пирожные из ресторана Восток придавали чаю еще больше волшебства. Деревянное здание, уцелевшее даже в годы блокады Ленинграда, в начале 2000-х было «пущено под каток» новыми собственниками.  Жаль, что порой эти самые новые собственники далеки от Петербургских,Ленинградских традиций. 

                ****

Конечно, мой друг Сашка постоянно уговаривал взять его с собой в яхт-клуб.

– Поговори с отцом, чтобы он зачислил меня в группу гребцов. Вдвоем будет интереснее. Да и в дороге веселее, – говорил Саня.

– Ладно, поедем вместе. Только смотри, там будет тяжело, – честно предупреждал я друга о непраздности тренировочного процесса.

– Трудности меня не страшат.Уроки сделаем, пока едем в транспорте,-рассуждал Санек.А дома только допишем кое-что. Все успеем. Все будет хоккей.

– Конечно успеем, – соглашался я. – Только математику ты мне объяснишь по пути, а то я как-то не все на уроке улавливаю. А ты у нас голова, мыслитель, интеллектуал.



Мы ехали в яхт-клуб к 16 часам. Однако, после тренировки и длительных переездов, Сашка заболевал и пропускал школу недели две. Это не останавливало его вновь попытаться приступить к тренировкам. Однажды стратегическим своим умом он рассчитал, что маршрут на 93-м автобусе слишком длинный, а потом слишком много приходится идти через парк и набережную. Он исследовал карту, пересчитал все остановки и выдвинул идею, что нужно использовать другой транспорт и другой маршрут, а именно: сочетание трамвая и метро. Произведенные вычисления показали, что обратный путь с тренировки будет короче и быстрее, если поехать на трамвае номер 6 от Крестовского острова до метро Выборгская, затем от Выборгской на метро до Академки, а там до дома пару остановок на любом виде транспорта.

– Я все рассчитал. Обратный путь гораздо быстрее и короче, если использовать мой вариант, – говорил Саня

– Согласен. Можно попробовать, – поддерживал я.

В итоге вышло наоборот. Ехали мы гораздо дольше. Трамвай шестерка еле полз. Потом застряла на Куйбышева. В общем, по факту путь оказался дольше почти на час по времени, хотя по Сашкиной математике и метражу все складывалось правильно.

– Понимаешь, я считал по оптимистическому, идеальному сценарию. К математике нужно было прибавить жизненные перипетии, – пытался оправдываться Саня.

– Ага, перипетии и казусы всякие. Просто считал бы по… как там его… по пессимистическому сценарию, – отвечал я понимая, что Сашка хотел как лучше...   

Саня заболел надолго с осложнениями. Больше на тренировки в яхт-клуб он не просился.

                ****

В 1986 году случилось то, что представить себе не мог никто. Никто и не ведал о плане по сдаче страны группкой негодяев. Убежден, что если и существует тот самый ад, то эти ребята там занимают весомые места среди углей.

Началось все с того, что стали рушится спортивные общества. ДСО «Водник» прекратило свое существование. Проект БМП по реконструкции гребной базы ДСО «Водник» и закупке инвентаря растворился вместе с самим ДСО «Водник».  Вся наша группа гребцов перешла сначала в гребной клуб «Энергия», а затем на «Спартак». В последствии и эти легендарные клубы перестанут существовать.

Примерно в конце 90-х лучший яхт-клуб в СССР, а может и в мире, яхт-клуб БМП – правопреемник Санкт-Петербургского Императорского речного яхт-клуба, родоначальника гребного и парусного спорта в  Российской Империи тоже поменяет собственника….

А спустя годы все, как под копирку. Пошло, но экономически оправдано. Жилье…
О традициях напоминает лишь название-Императорский яхт-клуб. И то неплохо...Могло бы быть хуже.

Артем Смирнов
kbstech.ru

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18
-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

-26

-27

-28

-29

-30