Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Неочевидный подтекст песни "Прошел через" группы "Каста".

Современные артисты не часто радуют психологически глубокими текстами. Автобиографичный трек "Прошел через" - редкое исключение. Считается, что сюжет песни описывает, как герои смогли пережить различные тяжелые моменты (проблемы взросления, отношений с родителями, расставания, утраты). Однако, мне ближе другая трактовка, согласно которой ни один из героев так и не смог преодолеть выпавшие ему трудности, так и не "прошел через".

На мой взгляд, эта версия придает тексту дополнительную глубину и помогает взглянуть на героев под необычным углом. Давайте разбираться...

1. Расставание с "внутренним ребенком"

Первый куплет посвящен символическому прощанию мужчины со своей "детской" частью.

Это мой зрелый пик и твой тупик,
Пора между нами верёвочный мост перерубить.

Герой осознает, к чему его ведет собственная инфантильность, безалаберность, "дикость".

Я с твоей помощью утратил всё, чего достиг,
Ты словно оползень тянул меня под лопасти.

Он принимает решение наконец взяться за ум, забрать "пульт" от своей жизни и прощается с ребенком.

И наших беззаботных времён мне не жаль,
Ты мне не нужен, непутёвый ребёнок, прощай!

На первый взгляд, может показаться, что герой повзрослел и взял ответственность за собственную жизнь, однако ... решение "бросить" внутреннего ребенка - это всего лишь другая крайность, которая в долгосрочной перспективе ничем не лучше постоянной инфантильности. Действительно мудрым решением было бы поближе познакомиться с "ребенком", понять, что именно человек считает в своем поведении детским, недопустимым, найти баланс между собственными "частями" и дать им обеим свободно проявляться в жизни.

2. Холодный родитель.

Герой второго куплета - повзрослевший сын "холодной" матери, которая не смогла (или не захотела) подарить любовь сыну: ни мальчику, ни подростку, ни юноше, ни мужчине.

Мама не знает, её не интересует вообще,
Мама не злая, у мамы нет свободных ушей!

С горечью вспоминая этапы своего взросления, уже будучи мужчиной, герой убеждает себя, что не держит на маму зла.

Дом, семья и машины, я на вершине...
Но что на самом деле нужно мужчине?
Мама не знает, мама не скажет сыну: "Горжусь!"
Мама не злая, да и я, мама, зла не держу.

На мой взгляд, герой так и не смог пережить равнодушие матери. Это проявляется в амбивалентных чувствах (одновременно обида и тут же оправдывание мамы - "мама не злая"), неспособности разозлиться на маму и искренне выразить ей свою боль. Как итог, мы видим выросшего, но потерянного ребенка. Он попытался добиться любовь мамы своими успехами, но так и не получил признания и тепла. И теперь не знает, нужно ли ему это было:

Дом, семья и машины, я на вершине...
Но что на самом деле нужно мужчине?

3. Разрыв отношений

Герой третьего куплета тяжело переживает разрыв близких отношений.

С мыслей содрало листву заботы и тепла
Ветви голые в шкафу, пустые вешала
Шалаш, из которого выдул сквозняк рай
Бутафория, хотя строили вроде как храм.

Он с болью вспоминает быт и маленькие радости семейной жизни, сталкивается с пустотой, и, не выдерживая этой боли, не зная, куда бежать, решает замкнуться в себе:

Куплю вина, но выброшу с огорчением
Вино призраков прошлого оживит, зачем мне?
Я железо, на мне дождевик, я кочевник
Ну чё, вольный эмси, подотвык? С возвращением...

Действительно, для острого периода после расставания вполне естественной реакцией становится временный уход в себя как попытка пережить боль, однако и степень боли, и само решение говорят о том, что на текущий момент герой не "прошел через" разрыв с близким человеком, и ему требуется длительный период постепенного восстановления.

4. Потеря и семейные сценарии.

Герой последней части очень рано теряет любимого отца. Любимого, даже несмотря на то, что отец был постоянно занят и не мог проводить время с ребенком.

Давай играть. Папа, давай играть!
Глухая белая дверь - Папа, давай играть!
Папа работает там, папе нельзя мешать!
Но я скулю в дверную щель: Папа, давай играть!

На контрасте с этими переживаниями детства, герой рассказывает, как он в настоящем выстраивает отношения уже с собственным ребенком:

Алло, дочурка! Да, приземлился, слышно?
Везёт тебе, у тебя есть отец, малышка!
Я на пару дней всего; знаю, тебе в школу,
Давай-ка весело прогуляем её, что ли?

Мы видим, что герой повзрослел и сам превратился в того самого занятого отца, который урывками встречается с дочкой между длительными командировками (гастролями). Повторение семейного сценария ярче всего проявляется при сопоставлении строчек "Везёт тебе, у тебя есть отец, малышка" и "Я на пару дней всего"...

Спасибо за уделенное время! Какая трактовка песни ближе Вам?

---

Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию:
https://taplink.cc/talkingcure

Автор: Роман Мотькин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru