Найти тему
Олег Макаренко

Проценты по госдолгу США превысили триллион, стагнационный кризис Евросоюза и рост цен на золото

1. Власти США продолжают затыкать дыры в бюджете деньгами, взятыми в долг. На фоне резкого скачка бюджетного дефицита перед выборами накопленные за 2024 финансовый год проценты по госдолгу США впервые в истории превысили 1 триллион долларов (ссылка, график):

2024 год был годом, когда безудержный бюджетный дефицит США должен был постепенно нормализоваться, а после двух кризисных лет США должны были положить конец своим тратам в стиле пьяного моряка. И какое-то время казалось, что цель близка… <…>

…когда ЭТО произошло: августовский дефицит бюджета составил ошеломляющие 380 миллиардов долларов, что более чем на 50% больше, чем 243 миллиарда долларов в июле, и больше, чем на 55%, чем в июле, и на 66%, чем в августе прошлого года… о, и почти на 100 миллиардов долларов больше, чем медианная оценка в 292,5 миллиарда долларов, и, возможно, именно поэтому Казначейство незаметно скрыло эту цифру, обнародовав её после 5 часов утра по восточному времени, когда все спали, а не в обычное время — 14:00 по восточному времени.

…кому-то в администрации Байдена пришла в голову гениальная идея потратить многотонную кучу денег на перезагрузку экономики в прошлом месяце, чтобы не допустить рецессии как раз к выборам. И действительно, в прошлом месяце государственные расходы достигли абсолютно эпического перерасхода: расходы достигли умопомрачительных 686 миллиардов долларов, самого высокого уровня с марта 2023 года, и лишь в несколько месяцев во время кризиса, вызванного пандемией Covid, государственные расходы <…> были выше. <…>

Тем не менее, глядя на ужасную картину в целом, мы видим, что, к сожалению, все идет под откос по одной простой причине: мы уже пересекли
момент Мински с точки зрения того, сколько США тратят на проценты по своему долгу, который, как знают постоянные читатели, достигает нового рекордно высокого уровня каждый день – он только что превысил 35,3 триллиона долларов – и растет примерно на 1 триллион долларов каждые 100 дней. …сумма, потраченная на выплату процентов в августе, составила 92,3 миллиарда долларов…

…это означает, что совокупная сумма за 2024 финансовый год (когда до конца финансового года, который заканчивается 30 сентября, остался ещё один месяц) только что достигла рекордного максимума в 1,049 триллиона долларов США, впервые в истории, когда проценты по долгу США превысили 1 триллион долларов.

Момент Мински — это поворотная точка в кризисе, после которой идёт быстрое и неостановимое падение, схлопывание пузыря. Как видите, автор статьи на Зерохедж полагает, что тележка американских горок уже преодолела перевал и теперь посетители аттракциона крепче сжимают поручни, готовясь визжать от страха. Напомню, что у США всего лишь два варианта — или обесценивание доллара, или дефолт. Так дефолт для политиков неприятнее, власти США (то бы ни выиграл выборы) наверняка выберут обесценивание. Задача сохранить доллар крепким теперь перед ними даже не стоит — эта возможность уже безвозвратно упущена. Теперь в ФРС будет праздновать победу, если доллар удастся обесценить в 5-10 раз плавно, по 15-20% в год, не скатившись в какой-то момент в гиперинфляцию типа немецкой 1920-х годов.


2. Марио Драги — в прошлом многолетний глава ЕЦБ и премьер Италии — заявил в своём недавнем докладе для Еврокомиссии, что экономика Евросоюза на грани гибели, так как Европа проигрывает конкуренцию США, не имеет доступа к дешёвым ресурсам и испытывает проблемы как с рабочей силой, так и со сбытом своих товаров (
ссылка):

…в прошлом году экономика ЕС выросла на 0,4% по сравнению с 2,5% в США, только четыре из 50 крупнейших технологических компаний мира европейские, ЕС лишился своего самого важного поставщика энергоресурсов — России, а европейские компании столкнулись с резким ростом конкуренции из других частей мира. На фоне этого, пишет Драги, растет потребность Европы в экономическом росте, ведь, согласно прогнозам, численность рабочей силы в ЕС будет сокращаться к 2040 году почти на 2 млн ежегодно, и для стимулирования экономического роста необходимо больше полагаться на производительность.

Без повышения производительности Европе «придется выбирать»: не получится стать лидером в сфере новых технологий, борьбе с изменением климата и оставаться независимым игроком на мировой арене. «Нам придется отказаться от некоторых, если не от всех, наших амбиций. Это экзистенциальный вызов», — полагает Драги.

Денег может не хватить ни на энергетику, ни на производство оружия (ссылка):

В частности, Драги привел цифры, согласно которым траты на импорт энергоресурсов в Евросоюзе выросли с 341 миллиарда в 2019 году до 416 в 2023 году. По его словам, данные цифры делают сообщество более уязвимым в контексте экономической конкуренции США и Китая. Он также подчеркнул, что подобная зависимость ставит под угрозу европейский военно-промышленный комплекс (ВПК) и планы по его развитию.

Мы с Кримсональтером обсуждали печальное положение Евросоюза и причины откровенности Марио Драги на воскресном заседании Клуба Зелёной Свиньи (ссылка). Если коротко — да, всё действительно так плохо. Новый «план Маршалла», который предлагает Марио Драги, и который предусматривает выделение в разы больше денег, чем после Второй мировой, поможет навряд ли. Или, точнее, поможет нажиться на попиле ответственным за расход денег, но не поможет вытянуть экономику Евросоюза из того оврага, в который она обречённо катится с 2008 года.


3. Мировые цены на золото ставят очередные рекорды, уже 2600 за тройскую унцию (
ссылка).

Оно и понятно: обстановка в мире неспокойная, а доллар не только потерял репутацию тихой гавани, но и бодро обесценивается. Остальные валюты Запада от доллара не отстают — они тоже ненадёжны и некрепки.

После выборов в США ожидается дальнейшая деградация. Если президентом станет товарищ Харрис, она, вероятно, просто убьёт экономику США при помощи надёжных социалистических инструментов, а если президентом станет бизнесмен Трамп, он может пойти на жёсткие меры по спасению экономики США, которые больно ударят по иностранным держателям долларов.

Золото, прочие драгоценные металлы и физические активы выглядят на этом фоне значительно более надёжным убежищем для инвесторов.