Найти тему
Art&Culture

Архитектурный словарь: кариатиды и канефоры на холстах художников

В. Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид. 1882 г. Фото: сайт Третьяковской галереи.
В. Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид. 1882 г. Фото: сайт Третьяковской галереи.

Кариатиды и канефоры в архитектуре. Кто-то скажет, что это синонимы и даже не обратит внимание на детали. А ведь на самом деле разница между ними есть. Продолжаем пополнять свой архитектурный словарь, обращаясь к картинам талантливых художников, в том числе именитых.

Само слово «кариатида» древнеримский архитектор Витрувий взял из греческих источников. Греческие зодчие в свою очередь придумали прекрасную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну.

То есть просто колонна это было скучно и греки создавали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды, пликоры, канефоры и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны.

Итак, кариатида - статуя одетой женщины, заменявшая собою колонну или пилястру, но, как правило, поддерживающая подъезд, балкон или карниз крыши. Если же статуя представляет собой женщину с корзиной плодов или цветов на голове (иногда поддерживает их руками), то это уже канефора.

Самые знаменитые в мире кариатиды изображены на полотне 1882 года кисти Василия Поленова. Его произведение под названием «Эрехтейон. Портик кариатид» находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Возвращаясь из путешествия (прим. на Ближний Восток) весной 1882 года, Поленов и его спутники остановились на несколько дней в Афинах, где художник исполнил этюды с изображением храмов Акрополя. Изображая один из них, Эрехтейон, Поленов выбрал его наиболее эффектный и узнаваемый фрагмент — портик кариатид. В этюде архитектура гармонично включена в световоздушную среду, с разлитым в ней сиянием солнца.
(по материалам сайта Третьяковской галереи)
Луиджи Премацци. Особняк барона А. Л. Штиглица, 1870. Белая гостиная. Фото: открытые источники.
Луиджи Премацци. Особняк барона А. Л. Штиглица, 1870. Белая гостиная. Фото: открытые источники.

Акварелист Людвиг (Луиджи) Премацци очень точно передал атмосферу особняка барона Александра Людвиговича фон Штиглица. В его белой гостиной особое место занимают роскошные кариатиды. Сегодня особняк Штиглица - памятник архитектуры, он расположен на английской набережной в Санкт-Петербурге.

Людвиг Осипович Премацци родился в 1814 году в Милане. В 1834 году 20-летний художник переехал в Российскую Империю. Внимание на его творчество обратил император Николай II и заказал Премацци видовые рисунки архитектурных павильонов в Александрии и кронштадтских укреплений. Так в течение многих лет художник считался лучшим в России мастером по акварели.

Его кариатиды можно найти на картине, где изображены интерьеры Екатерининского дворца. Две скульптуры в виде женщин словно поддерживают руками роскошный портал, в который встроено огромное зеркало.

Луиджи Премацци. Екатерининский дворец. Фото: открытые источники.
Луиджи Премацци. Екатерининский дворец. Фото: открытые источники.

Несмотря на то, что канефоры — излюбленный мотив изобразительного искусства классической эпохи, их можно встретить в творчестве современных авторов. Есть они на картине российского художника Ольги Маланчевой. Здесь она изобразила Дом Петра Сысоева в Печатниковом переулке Москвы. Ольга является членом Международного художественного фонда и Профессионального Союза художников. Ее произведения находятся в различных галереях и выставочных залах, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Ольга Маланчева. «Последняя осень старого дома». Холст, масло, 2009. Фото: сайт художника.
Ольга Маланчева. «Последняя осень старого дома». Холст, масло, 2009. Фото: сайт художника.