Эта картина пользуется особой популярностью на постсоветском пространстве. Без преувеличения её видел каждый и даже больше - все знают какова она на вкус)))
Каждый раз, видя эту картину в Третьяковской Галерее, испытываешь тёплое чувство узнавания - всё такое родное и знакомое с детства.
Современники отмечали идиллическое содержание этого пейзажа. «Утренний туман тихо вздымается, прогоняемый дневным теплом. Лесные обитатели проснулись, в том числе и семья медведей, копошащихся возле старых смолистых сосен. Медвежата эквилибрируют на стволах и наслаждаются жизнью в свое удовольствие», — писал критик Петр Гнедич.
Ангелочки с Мадонной не так широко известны.
Эта картина находится в Старой Пинакотеке Мюнхена и называется " Мадонна с младенцем в окружении цветов ".
Очаровательные пухлые ангелочки с лукавыми личиками и роскошное цветочное обрамление.
Причём заметно, что ангелочки выполнены в пастельных, как-бы смазанных тонах, а вот цветы - очень чётко, ярко и выпукло.
Ни в сюжете, ни во времени создания нет ничего общего и тем не менее обе картины обьединяет одно существенное обстоятельство.
Если внимательно приглядеться к "Мишкам", то в левой нижней части картины хорошо читается подпись Шишкина и дата создания картины - 1889. Вторая подпись внизу почти полностью стерта, но при ближайшем рассмотрении можно разглядеть несколько букв фамилии — Савицкий.
" Утро в сосновом лесу" результат совместного творчества двух русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого.
Бытует мнение, что Шишкин будучи типичным пейзажистом просто не умел рисовать зверей. Но это совсем не так - существуют набросок картины, где Шишкин прекрасно изобразил медведей, причём в тех же позах как и на окончательном варианте.
Несмотря на то, что подпись Савицкого с картины убрал сам Павел Третьяков, это не рассорило художников и Шишкин и Савицкий всю жизнь оставались большими друзьями.
А что же с ангелочками?
Это тоже совместный проект: для создания этой картины объединились два знаменитых фламандских художника - Петер Пауль Рубенс и Ян Брейгель старший.
Рубенс написал Мадонну и ангелочков, а Брейгель - обрамление из цветов.
Причём это не единственная их совместная работа: великие фламандцы также создали большое количество картин на мифологические сюжеты и аллегорические композиции, например: «Пять чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус)» и «Четыре элемента (воздух, земля, вода, огонь)».
Или ещё «Рай земной с грехопадением Адама и Евы».
Художники дружили всю свою жизнь, Рубенс даже называл Брейгеля своим братом.
Ян Брейгель писал цветочные рамки и гирлянды и для картин других художников, таких как Хендрик ван Бален, Хендрик ван Клерк, Питер ван Авонт.
Вот такие интересные вещи можно узнать, если часто ходить по музеям.