В центре площади Сан-Марко, в Венеции, на вершине колонны гордо возвышается величественный крылатый лев, много столетий являющийся символом города. Однако недавние исследования выявили неожиданное происхождение этого бронзового шедевра - в основном, он был изготовлен в Китае. Я не мог пройти мимо этой новости, ведь у нас сейчас практически всё изготовлено, "в основном, в Китае". А тут скульптура возрастом под 1000 лет, да ещё где?, в просвещённой Европе!
В исторических источниках не сохранилось сведений о том, когда и кем скульптура была изготовлена и установлена. Известно, что Марко Поло, вернувшийся из Китая в 1295 году, писал о льве, который уже стоял на вершине колонны на площади и нуждающийся в реставрации. Очевидно, к тому времени статуя находилась в Венеции уже несколько десятилетий. Огромные размеры льва - почти 4м в длину и весом в три тонны, создают дополнительные загадки. Отсутствие исторических документов, касающихся его транспортировки и установки, позволяет предположить, что он, возможно, был доставлен по частям. Металлургический анализ подтвердил эту теорию, показав, что скульптуру переделывали и собирали поэтапно, выделив по крайней мере пять или шесть отдельных этапов.
Анализ бронзовой композиции показывает, что значительная часть металла относится к 8 веку правления китайской династии Тан. После путешествия по континентам лев был в конечном итоге адаптирован к стандартной иконографии крылатого льва, символизирующего Венецию. Предыдущие исследования, особенно после реставрации в 1980-х годах, показали, что статуя была изготовлена в Анатолии в ранний эллинистический период, примерно в 4 веке до н.э. Однако детальное изучение изотопов свинца в металлическом сплаве показало, что их источником были шахты, расположенные в нижнем течении реки Янцзы на юго-востоке Китая.
Вооружившись этими научными данными, ученые пересмотрели дизайн льва, обнаружив черты, характерные для скульптурной традиции династии Тан, особенно в голове, гриве и груди льва. Во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.) такие фантастические существа, известные как чжэньмушоу, или хранители гробниц, играли особую роль в погребальных обрядах. Этих зверей помещали у входов в гробницы, чтобы они отгоняли злых духов и охраняли покойных. К VII веку они часто располагались парами - один из них был с лицом человека, другой льва.
Крылатый венецианский лев имеет много общих черт с фигурами чжэньмушоу. В частности, его широкие ноздри, украшеные закрученными вверх усами, большая открытая пасть с выступающими клыками и характерные надглазные дуги, в которых когда-то были рога, которые позже были удалены, чтобы придать ему более львиный вид. Уши скульптуры, которые теперь округлые, вероятно, были обрезаны по сравнению с их первоначальной, более высокой и заостренной формой.
В 1797 году по приказу Наполеона статую льва снимают с постамента для перевозки во Францию, но во время демонтажа она падает и разбивается на несколько частей. В 1815 году после поражения Наполеона статую возвращают в Венецию, и снова из-за оборвавшейся верёвки она падает и разбивается на 20 частей, что в конечном счёте отразилось на результатах исследования 1980-х годов. Сейчас, несмотря на свое бурное прошлое, крылатый лев остаётся неизменным символом истории Венеции, но теперь его истоки связывают город с дальними уголками древнего Шелкового пути.
Уважаемые читатели, в октябре 2024 года, всего через месяц, выходит моя дебютная книга о реально найденных кладах, спрятанных со времён Римской империи до периода Второй мировой войны. Вот👉 здесь можно ознакомиться с ней более подробно. А в Читай-городе, Буквоеде и Book24, она уже доступна для предзаказа. Если вы ещё не покупали книги в этих интернет-магазинах, то сейчас на первый заказ можно получить скидку 30%.