Существует неслыханный контраст между Западом и Востоком. Например, я уже обращал ваше внимание, как на Западе говорят о рождении, происхождении и о правах. Именно на Западе возникло учение о происхождении человека от обезьяны, дарвинистическое учение. Можно также сказать: учение о происхождении и наследственности в философской сфере, а в практической сфере – взгляд на права человека.
На менее изученном Востоке, в русской жизни, мы встречаем рассуждения о смерти, о человеческой цели в духовном мире (прочтите Соловьёва, который сейчас сделался доступным), о понятии вины, о понятии греха в этико-практической сфере. Да, такие контрасты можно встретить в большинстве областей жизни. И тот не понимает реальности, кто упускает из виду такие контрасты.
Вновь обратимся к Западу, а именно к англо-американскому Западу, ибо остальное на западе Европы есть только его повторение. Господствующей идеей запада является то, что весь мир должен быть таким, какими стали эти народы за последние столетия. Эти народы выработали себе идеалы социального устройства (им дают разные наименования, их называют «демократия» и т.п.), а другие народы виноваты в том, что не выработали себе такого социального устройства! Будет правильным, когда весь мир примет это социальное устройство. Таков англо-американский взгляд на вещи: то, что мы выработали, то, чем мы стали, это даёт большим и малым народам их право, это ставит их в правильные отношения, это делает человека счастливым в рамках своего государства. И так оно должно выглядеть повсеместно.
Всюду слышны такие декларации, это стало евангелием Запада. И не задумываются о том, что всё это имеет весьма относительное значение, что всё это, прежде всего, произросло из эмоций, симпатий и антипатий, а не, как думают, из чистого разума или из здравого смысла.
На Востоке этого не произошло. Там не говорят: мир должен перенять то, что было у нас. Там сделали реальное заключение из вышеуказанного: что предпосылки неверны и потому должно быть приведено в движение нечто, что ещё долго не станет тем, чем оно однажды должно стать. Но дело не в этом; я не хочу сейчас давать какую-либо оценку, ни тому, ни другому, я хочу только указать на великую противоположность. Сейчас разыгрывается война между Западом и Востоком. А то, что находится посередине, будет просто истёрто в порошок, оно попросту станет жертвой разногласий Запада и Востока, пострадает из-за этого разногласия.
Но есть ли в наше время желание вглядываться в эту огромную проблему? Открылись ли глаза с марта 1917 года на великую противоположность Востока и Запада?
Люди должны учиться, должны понимать, иначе придут другие, более тяжёлые времена. Причем речь идёт не об абстрактном усвоении того или иного, но, главным образом, о том, чтобы добиваться поворотного момента, стремиться преодолеть шаблоны и признать правоту ДУХОВНОГО мировосприятия.
Многие из вас, наверное, ещё не забыли мои многочисленные протесты против той «благородной» шумихи, которая была поднята на почве Теософского общества. Возвышенные идеалы были с оглушительным грохотом присоединены к интернационально-либеральному течению. Только и было слышно: всеобщее братство, всеобщая человеческая любовь и т.д. Только это невозможно было осуществить. А мы ищем реального, конкретного познания мировых процессов. И вы можете припомнить то сравнение, которое я часто приводил: с этой шумихой по поводу всеобщей человеческой любви дело обстоит так же, как с печкой, которой только и говорят: «Дорогая печка, твой всеобщий долг – отапливать помещение, так что сделай тепло в комнате». Но для этого в печь надо добавить угля, добавить поленьев и зажечь их.
Естественно проще абстрактно вещать о гармонии мира, о гармонии отдельной души, о гармонии в общечеловеческой любви, чем погружаться в реальность.
Но духовная наука должна пробуждать людей, а не погружать их в сон. Природа нашего времени такова, что люди должны быть пробуждены.
__________
отрывки из лекции Рудольфа Штайнера, сборник «Низвержение духов Тьмы»