Тема перевода автомобилей на газ всегда вызывает интерес среди тех, кто много времени проводит за рулём.
На первый взгляд это может показаться выгодным решением — правильно установленное ГБО на сжиженный пропан-бутан действительно даёт определённую экономию. Кроме того, газ на заправках всегда был доступен, даже в периоды дефицита бензина.
Были попытки массово использовать метановые установки, сначала на грузовых и пассажирских машинах, а затем и на легковушках с небольшими композитными баллонами на 8–10 литров.
Однако метанового топлива хватало лишь на 50–80 километров, несмотря на то, что стоил он дешевле пропана.
Если газовая заправка находилась рядом с домом, поездка на метане была выгодной.
Однако вскоре легковые автомобили с метаном стали редкостью. Причина проста: вес баллонов забирал всё пространство в багажнике, и при этом мощность двигателя снижалась на 20–25%.
Медленное горение метана вызывало сильный износ двигателя и его компонентов, что приводило к удвоенному износу бензиновых двигателей и тройному у дизелей.
Теперь вернёмся к пропан-бутану. Экономия возможна при выполнении двух условий.
Первое – это значительная разница в цене между газом и бензином. Водители считают, что экономия реальна только если литр газа стоит не более 60% от цены бензина. Сейчас это соотношение в районе 68–75%, что снижает выгоду.
Второе – это качество оборудования. Чтобы система ГБО работала надёжно, лучше выбирать комплектующие из Франции, Германии или Польши: газовые форсунки, редуктор и топливные системы.
Немецкие баллоны могут служить до 25 лет, в отличие от китайских или турецких, которые начинают пропускать газ через несколько лет.
Ключевую роль играют форсунки и электронный блок управления. Их нужно тщательно подбирать по параметрам двигателя.
Хорошие форсунки стоят дорого, а дешёвые модели не выдерживают заявленных характеристик. Настройка оборудования требует времени и терпения, возможно, придётся даже ездить с ноутбуком в салоне для корректировок.
Установка в СТО увеличит расходы, что в итоге снижает экономию.
Лично по опыту могу сказать, что многие, кто установил ГБО самостоятельно, остаются довольны. Демонтаж происходит только в исключительных случаях.
Хотя иногда ездить на газе может быть невыгодно, всё может измениться с изменением цен на топливо.
Последнее, что хотелось бы отметить – это ухудшение качества самого газа.
Теперь для пробега, который раньше обеспечивал 1 литр бензина, требуется вдвое больше пропана.
Кроме того, газ стал «грязным», что негативно сказывается на работе оборудования, форсунок и катализаторов.