Найти тему
Сайт психологов b17.ru

ACT game - формат психотерапевтической игры

Приветствую всех заглянувших!

Сегодня хочу подробнее рассказать о новом для себя формате работы, он кажется мне очень интересным и динамичным и из позиции клиента, и из позиции ведущего игры. Но обо всем по порядку!

ACT game - это психотерапевтическая игра, основанная на процессах психологической гибкости из терапии принятия и ответственности. В основе игры лежит доказательный, хорошо исследованный и развивающийся трансдиагностический терапевтический подход.

Терапия принятия и ответственности дает возможность исследовать проблему через призму процессов психологической гибкости и психологической ригидности.
Давайте для наглядности возьмем гипотетическую ситуацию и посмотрим на неё через вышеупомянутые процессы.

Ситуация: Сталкиваюсь с болезненным чувством одиночества, думаю, что меня никто вокруг не понимает, хочу иметь больше близких людей и глубоких отношений.

Процессы психологической ригидности:

Слияние с мыслями: Думаю, я никому не интересен. Вообще люди злые и завистливые. Если кто-то добр ко мне - им от меня просто что-то нужно. Никому нормальному не придет в голову сближаться со мной и искренне мной интересоваться, они просто врут мне. (В рамках этого процесса ригидности, мы воспринимаем свои мысли как истину, верим им, позволяем им определять наши действия)

Избегание: Я не хочу сталкиваться с чувством тревоги, стыда и отвержением. (Болезненные чувства, которые мы не хотим испытывать)

Селф как контент (Ярлыки): Я скучный, неинтересный, глупый, полное разочарование (Буквально ярлыки, которые мы на себя клеим, смотрим на себя и на свой опыт через их призму)

Отсутствие контакта с моментом: Я вспоминаю все ситуации, когда сказал что-то неловкое и глупое, вспоминаю, как возникало неловкое молчание после моего высказывания или вопроса (мое внимание в этот момент не Здесь и сейчас, оно в прошлом); Я тревожусь перед каждой встречей и представляю, как сморожу очередную глупость, люди будут неловко отводить взгляд или переглядываться (мое внимание ускользает в будущее); Во время встречи я закрываюсь, отстраняюсь, погружаюсь в мысли (Диссоциирую и не нахожусь в контакте с реальностью)

Спутанность ценностей, отсутствие контакта с ценностями: Я не задумываюсь, что вообще для меня важно в общении с людьми и не думал, каким человеком хочу быть, я просто хочу избавиться от одиночества (Нет контакта с ценностями - непонятно, ради чего рисковать, сталкиваться с болезненными чувствами). У всех людей вокруг есть компания, друзья, тусовки - это правильно и у меня должно быть так же, я должен быть социально активным (Требования и правила, вместо контакта с ценностями).

Действия, мотивированные избеганием: Я отменяю все социальные договоренности, не зову никого в гости, стараюсь не ходить в места, где будут новые люди, чтобы не чувствовать стыда, тревоги и отвержения (Действия совершаются ОТ чего-то неприятного и болезненного)

Попробуем теперь посмотреть на эту же ситуацию, но через
процессы психологической гибкости:

Разделение с мыслями (Когнитивное расцепление): Я наблюдаю за тем, какие мысли генерирует мой мозг, я понимаю, что это просто продукт моего опыта и мышления, а не действительность, я осознаю, что я не контролирую мысли, возникающие в моей голове, но контролирую то, что с ними делаю и как с ними обращаюсь. И тогда я замечаю: "М, прямо сейчас в моей голове есть мысль, что людям может быть со мной неинтересно, прямо сейчас мой недоверчивый мозг пытается убедить меня, что люди злые и хотят меня использовать - это просто слова в моей голове".

Принятие: Я знаю, что могу испытывать самые разные чувства, когда выбираю жить эту жизнь и двигаться к тому, что мне важно, я умею замечать их и выносить, во мне достаточно пространства и устойчивости, чтобы давать место самым разным чувствам. Я знаю, что не контролирую эмоции, которые возникают, но выбираю, как с ними обращаться. Могу замечать их, принимать, с любопытством исследовать их трансформацию.

Селф как контекст (Наблюдающее Я): Я не ограничиваю себя ярлыками (ни негативными, ни позитивными), я осознаю, что есть много разных граней моей личности, много разных моих качеств, замечаю, как сменяются мои мысли и чувства, но всегда остается та часть меня - которая может всё это замечать. Я знаю, что я и другие люди - можем быть разными, мы динамичны, изменчивы, но есть и некоторое постоянство. Да, в моей жизни есть опыт отвержения и неловких ситуаций, но я знаю, что есть и часть меня, которая может вдохновенно делиться классными историями из моей жизни, я могу быть разным. (В аудиозаписях на моей странице вы можете найти технику "Наблюдение за горой", чтобы лучше прочувствовать эту грань психологической гибкости)

Осознанность / Здесь и сейчас: Я управляю фокусом своего внимания, и всегда могу вернуться к контакту с моментом, вернуть себя в настоящее. Нормально, что мой разум будет отвлекаться время от времени, когда я замечу это, я с добротой и принятием посмотрю на мир вокруг, сфокусирую свое внимание на разных ощущениях (они всегда в настоящем), верну внимание к дыханию, замечу звуки вокруг, обращу внимание на предметы, которые меня окружают.

Контакт с ценностями: Я знаю, что мне важно в общении, я хочу строить близкие и открытые отношения с людьми, я выбираю оставаться добрым к людям и готов пойти на риск, чтобы сближаться и строить близкие отношения. Мне важно быть заинтересованным собеседником. Это мой свободный выбор.

Действия, мотивированные ценностями: Я зову коллегу в гости, когда меня приглашают на тусовку - соглашаюсь и прихожу на неё, во время общения с людьми я целенаправленно возвращаю себя в Здесь и сейчас и задаю уточняющие вопросы. Я сам делюсь своими идеями, или опытом.

Так что же происходит во время игровой сессии ACT и в чем интерес?
Во время терапевтической игры мы формулируем проблему или запрос, бросаем игральную кость и попадаем на случайный процесс психологической гибкости. Теперь из колоды выпавшего вам процесса нужно выбрать карту - вам может попасться определение, высказывание, вопросы для исследования процесса или практика для тренировки и развития навыка.

Игровой формат делает процесс исследования и тренировки новых навыков более динамичным, увлекательным и лёгким. Переходя от одной грани к другой, мы получаем более полное представление о нашей проблеме и о вариантах её решения. Иногда игра позволяет за одну одну сессию побыть в каждой грани, иногда держит нас в одной-двух - и это тоже интересно поисследовать: что эта грань значит для меня, почему моя игровая сессия началась именно с этой грани.

Ещё один важный отличительный момент: в ACT game есть ещё две дополнительные колоды карт: метафоры и карты из терапии, сфокусированной на сострадании. Они очень хорошо дополняют все остальные грани.

ACT game может применяться в индивидуальном формате работы, в небольшой группе, думаю, что может быть интересным инструментом и для работы с парой.

А ещё очень интересно исследовать собственную практику через игровой процесс, у меня есть небольшой опыт групповой интервизии с коллегами в таком формате. Он позволяет выносить на обсуждение не один-два случая за встречу, а каждый участник может исследовать свою работу с конкретным клиентом или общее затруднение, с которым сталкивается в практике. Группа может подключаться к обсуждению, давать обратную связь с согласия участника.

В завершении игровой сессии подводим итоги, смотрим, как изменился запрос или взгляд на проблему, появились ли новые варианты действий. Игровая сессия завершается, но процесс изменений и развития психологической гибкости продолжается за пределами игровой сессии - в вашей жизни.

Поделитесь, а что вы думаете о геймификации терапии для взрослых? Был ли у вас подобный опыт и как вы себя в нем чувствовали?

© ACT GAME || Морозик Карина || Вячеслав Яковлев || Кузьмина Любовь

Автор: Элина Гребенщикова
Психолог, Супервизор, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru