Найти тему
Academia-nadezhda

Родовая фамилия... А была ли фамилия рода в XVIII - XIX вв.?

-2

В наших исследованиях архивных документов, поиска родных и процессе выстраивания родового древа мы поднимали вопрос о том, что история страны и российского общества рисуется значительно шире, чем мы учили в институте на историческом факультете. Многие вопросы видятся иначе, о чем мы писали в статьях, например: "История семьи (29): самое образованное сословие Российской империи. Из опыта поиска предков". Пример из жизни нашей семьи: наш прапрадед Александр Матвеевич Флоринский (1803- после 1866 гг.), имея большую семью: Иван (1828 г.р.), Василий (1836 г.р.), Павел (1838 г.р.), Николай (1842 г.р.), Федор (1843 г.р.) и, выполняя обязанность дать всем мальчикам хорошее образование, отсылает их учиться в духовное училище, затем в семинарию, и оплачивает их обучение, что записано в документе "Именные и перечневые ведомости учеников семинарии, Дмитровских и Звенигородских училищ за учебный год":

ГБУ "ЦГА Москвы", Ф.427 оп.1 №967. Именные и перечневые ведомости учеников семинарии, Дмитровских и Звенигородских училищ за 1846-1847 учебный год. С. 70,  72; Ф.234 оп.1 №1389. Именные и перечневые ведомости учеников Московской духовной семинарии и училищ. 1858 г. С. 68.
ГБУ "ЦГА Москвы", Ф.427 оп.1 №967. Именные и перечневые ведомости учеников семинарии, Дмитровских и Звенигородских училищ за 1846-1847 учебный год. С. 70, 72; Ф.234 оп.1 №1389. Именные и перечневые ведомости учеников Московской духовной семинарии и училищ. 1858 г. С. 68.

Иначе мы увидели и причины тяжелой судьбы священничества Российской империи после революции и изложили свою версию причин репрессий священников в статье: "Почему случился 1917 год в судьбе российского духовенства".

Пришло время, опираясь на массив изученных подлинных архивных документов, более подробно написать о складывании и роли фамилии в жизни подданных Российской империи в XVIII - XIX вв. из различных сословий. Сегодня, опираясь на более, чем трехсотлетнюю историю наших предков из священнического рода Флоринских, мы поведем речь о практически не изученных вопросах появления и использования родовых фамилий священников Русской православной церкви.

1. Место и роль фамилии в документах XVIII - I пол. XIX вв.

Приступая несколько лет назад к поискам предков по архивным документам, мы уверенно опирались на семейную фамилию и искали предполагаемых членов семьи с одной фамилией. Но наши современные предположения и представления о роли фамилии в веках сразу разбились о найденные архивные документы, в которых говорилось о наших родных, например, следующее:

1. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №745, дело №1241, стр. 1152. 1824 год Евдокия Федоровна. 2. Фонд 203 Опись 745 Опись № 745, Ед.хр. 1350 Стр. 1118 25 июля 1831 г. Николай Васильевич.
1. ГБУ "ЦГА Москвы", фонд №203, опись №745, дело №1241, стр. 1152. 1824 год Евдокия Федоровна. 2. Фонд 203 Опись 745 Опись № 745, Ед.хр. 1350 Стр. 1118 25 июля 1831 г. Николай Васильевич.

Как видим, в Метрических книгах (часть III "Об умерших") церкви Спаса Нерукотворного села Введенского Клинского уезда Московской губернии за 1824 и 1831 годы, подробно фиксирующих кончину нашей пра4бабушки Евдокии Федоровны и нашего пра4дедушки Николая Васильевича, записывается дата смерти, село и дом, где жили умершие, место службы и должность Николая Васильевича в прошлом, указывается родство - "священника Матфея Николаева мать"... Но не называется их фамилия! А что же, кроме имени и дат жизни, было записано на могильном памятнике?

Постепенно мы пришли к выводу, описанному в статье нашего канала "Иваны, родство помнящие". Как установить родственные связи по архивным документам XVIII - XIX вв.", что в документах этого периода значительно большее внимание уделялось описанию, фиксации кровных связей родственников, их описание было куда важнее фамилий, которые мы сегодня считаем основанием для установления личности человека и родства с ним. Именно по этим кровным связям устанавливался и описывался состав семьи в Метрических книгах православных церквей - единственных правоустанавливающих документах человека того времени.

Благодаря именно этим документам мы нашли до 800 наших предков, смогли убедительно дополнить и достроить родовое древо. Но нас по-прежнему интересует время появления родовой фамилии "Флоринские", ее документально подтвержденные истоки. Их-то найти очень не просто.

По опыту мы твердо знали, что среди всех документов Российской империи были документы, в которых непременно указывались фамилии: это "Ревизские сказки" и "Именные и перечневые ведомости учеников семинарии". Фамилию нашего пра4деда Николая Васильевича мы стали искать в Ревизских сказках 1795, 1811, 1834 гг. и нашли его две (!) разные фамилии: "Тихомиров и Михайлов"!

Приходится констатировать, что в XVIII - первой половине XIX вв. роль фамилии была весьма скромной, она редко использовалась. А наш опыт говорит о том, что нередко люди вообще не имели фамилии.

В результате у нас возник краеугольный вопрос о роли фамилии в семьях мещан, священников и крестьян - а передавалась ли фамилия в семье от отца к сыну? к дочери? как и когда фамилия вошла в жизнь российского общества в качестве обязательной при составлении документов?

2. Когда фамилия стала необходимой частью определения личности подданного в Российской империи

Столкнувшись с проблемой семейной или родовой фамилии, мы стали изучать этот вопрос в научной литературе. Научные статьи раскрывают, в основном, тему образования, формирования фамилий, не раскрывая проблематику установления причинно-следственных связей этого явления и роли фамилий как социального явления. А перипетии этого процесса интереснейшие! Вот, например, как об этом повествуется в публикации "Назначение фамилий семинаристам в Казанской Духовной семинарии. Описание, составленное Александром Афанасьевичем Благовещенским"[2]:

"Делом ректора, или смотрителя училища было придумывать и собственноручно обозначать фамилии новым ученикам...
В семинарское правление поступали иногда запросы из разных присутственных мест о том, почему те или другие духовные дети, обучавшиеся в семинарии или в училище, имеют фамилии, различные от фамилий отцов их".

Практика смены фамилии мальчика, когда он поступал в духовное училище, коснулась и нашей семьи. Именно такая ситуация случилась в семье наших предков, когда сыновья родных братьев Петра Николаевича Тихомирова (1778 – после 1826 гг.), Матвея Николаевича Тихомирова (1779 – после 1827 гг.) и Егора Николаевича Тихомирова (1788 – после 1849 гг.) учились в одно и тоже время в Дмитровском духовном училище, но имели разные фамилии! Именно в этом училище в 1814 году Александр Матвеевич из семьи Тихомировых получил фамилию Флоринский, хотя его двоюродные братья Василий и Косьма оставались с отцовской фамилией Тихомиров! (см. ниже извлечения из "Именных и перечневых ведомостей учеников семинарии. Список за 1818 учебный год"):

ГБУ ЦГА Москвы, Ф.427 оп.1 №120. Списки учеников Дмитровских и Звенигородских духовных училищ. 1818 г. 1). Василий Тихомиров С. 19, 2). Александр Флоренский С. 6., 3). Косьма Тихомиров С. 50.
ГБУ ЦГА Москвы, Ф.427 оп.1 №120. Списки учеников Дмитровских и Звенигородских духовных училищ. 1818 г. 1). Василий Тихомиров С. 19, 2). Александр Флоренский С. 6., 3). Косьма Тихомиров С. 50.

Святой Синод, осуждая практику некоторых епархий менять "воспитанникам духовно-учебных заведений фамилии их отцов",18 ноября 1846 года отмечал:

"Таковой обычай, которому нигде нет примера, противенъ разуму постановлений о союзе семейственном, устраняет достодолжное уважение к поколениям, поставляет каждаго вне общественной связи с предками и потомками, а по делам производит запутанность и даже совершенную невозможность разрешать вопросы о различии прав, по происхождению, ибо встречались случаи, что члены одного семейства и несколько родныхъ братьев, именуются каждый особыми фамилиями" [2].

Несмотря на требование Святого Синода прекратить практику лишения семинаристов семейных фамилий остановить удалось не сразу.

"По сим уважениям Св. Синод определил:
„предписать по всему духовному ведомству, чтобы впредь никому в сем ведомстве не усвоялись фамилии произвольные, но чтобы по общему порядку, дети сохраняли фамилии своих отцов»[2].

В результате наших поисков было установлено, что все потомки мальчиков из нашей семьи будут носить именно те фамилии, которые были ими получены в духовном училище. Родовая фамилия Тихомировых была фактически разделена на две ветви рода Тихомировы и Флоринские: люди разные по фамилии, но единые по кровному родству, ведь фамилия - это связь с предками, с семьей, недаром это слово образовано от латинского слова "familia", что означат "семья", а фамилия на Руси определялась другим словом - "прозвище", от слова "прозывать" по отчеству, профессии, характеру и др.

Фамилия выделяет и объединяет родственников, является наследственным именем семьи. Именно изучение семейной фамилии и ее изменений является живой историей рода, которая позволяет изучить исторические события и роль семьи в них.

3. Какая фамилия наследовалась детьми в семье священников

В научных статьях об истории формирования и обретения подданными Российской империи фамилий говорится в основном о том как получали фамилии дворяне (бояре и дворяне начинают обретать фамилии в XV - XVI вв.) и крестьяне (после отмены крепостного права в 1861 г.). Так, в 1888 году Правительствующий Сенат издал "Определение", в котором говорилось о необходимости навести порядок с фамилиями и наследованием родовой фамилии полноправными подданными Российской империи [3]:

«Как обнаруживает практика, между лицами, рождёнными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения и даже иногда злоупотребления… Именоваться определённой фамилией составляет не только право, но и обязанность каждого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Но в Российском государстве было сословие, которое также не имело фамилий (точнее, не все имели фамилии), но их служба заключалась в том, что они составляли документы, которые сопровождали человека всю жизнь: о рождении, бракосочетании и смерти - мы писали об этом в статье "Почему случился 1917 год в судьбе российского духовенства". Кроме того, они подписывали все эти документы. Это представители первого сословия - священники.

А как у священников обстояло дело с фамилиями?

Так как наши предки в основном были священниками, мы изучали все записи в архивных документах, которые могли дать нам о них сведения. Изучали мы и автографы наших родных, как они подписывались, ведь фотографий их у нас нет. Здесь мы столкнулись с проблемами определения фамилии предка.

Первая проблема: оказывается сыновья нередко наследуют фамилию по женской линии - от матери!

Так, в семье Василия Никитовича Богословского (1770 – после 1840 гг.), зятя Николая Васильевича Тихомирова, было 6 дочерей. Девушек выдали замуж за священников. Александра Васильевна (1795 – 18 февр. 1843 гг.) была выдана замуж за пономаря церкви Спаса Нерукотворного церкви села Киёво Спасское Московского уезда Сергея Ивановича Никольского (1790 – 3 мая 1834 гг.), но их сыновья получили в духовном училище девичью фамилию матери и стали Богословскими:

1. ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 203 Опись 745 Дело 1401 С. 1016. Метрические книги. 1834 г.  2. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 . Ед.хр. 1449 С. 852. 1843 г.  3. Ф.427 оп.1 №891. Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год. С. 18.
1. ГБУ ЦГА Москвы. Фонд 203 Опись 745 Дело 1401 С. 1016. Метрические книги. 1834 г. 2. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 . Ед.хр. 1449 С. 852. 1843 г. 3. Ф.427 оп.1 №891. Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год. С. 18.

Отец семейства пономарь Сергей Иванович Никольский рано умер, когда его сыновьям Иоанну было 10 лет, а Василию исполнилось 9 лет. В Исповедных ведомостях церкви Спаса Нерукотворного села Киёво Спасское Московского уезда Московской губернии за 1835 год говорится, что решением консистории место пономаря этой церкви оставлено за малолетним Иоанном, сыном Сергея Ивановича Никольского. Иоанн закончил духовное училище и в 19 лет начал службу пономаря на месте отца.

 Владимирского наместничества Суздальской епархии Киржачской округи господина гвардии капитана Николая Петровича Макарова села Богословского  Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1271. С. 796. 1835 г.
Владимирского наместничества Суздальской епархии Киржачской округи господина гвардии капитана Николая Петровича Макарова села Богословского Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1271. С. 796. 1835 г.

Логично предположить, что Иоанн Сергеевич будет наследовать не только место службы, но и фамилию отца. Но нет, этого не произошло! Ни старший, ни младший сыновья Сергея Ивановича Никольского фамилию отца не наследовали. И в училище, и на службе в церкви, они записывались по фамилии матери и деда - Богословские. Но фамилия Богословский не является родовой - их дед Василий Никитович Богословский - был назван Богословским по названию села из которого он происходил - село Богословское Владимирского наместничества Суздальской епархии Киржачской округи, принадлежавшего помещику господину гвардии капитану Николаю Петровичу Макарову [4].

Проблема вторая: фамилия или прозвище?

Еще одна дочь Василия Никитовича Богословского Елизавета Васильевна (1801 – после 1864 гг.) 1 сентября 1829 года была выдана замуж за Стефана Захарова (1790 – до 1861 гг.), пономаря церкви Рождества Пресвятой Богоматери села Александрово Звенигородском уезда Московской губернии. Фамилии у пономаря не было и подписывался он просто: "дьячок Стефан Захаров". Предполагая, что дети будут иметь фамилию Захаров, образовав ее по отчеству отца, мы стали искать автографы сыновей. Младший сын Стефана Захарова Алексей Стефанович (1837 г.р.) в 18 лет начал служить пономарем вместе с отцом. Каково было наше удивление, когда мы нашли автограф Алексея - он подписывался "Алексей Стефанов Блохин"! Нас заинтересовал этот факт и мы решили посмотреть его фамилию в списках Дмитровского духовном училища, зная, что, как только в 1839 году старший сын Стефана Захарова Павел (1830 г.р.), а затем и следующий сын Иван (1833 г.р.) поступили в Дмитровское духовное училище, их отец перевез всю семью в село Батюшково Дмитровского уезда Московской губернии, чтобы во время учебы в училище сыновья могли приезжать домой на выходные. Павел и Иван были записаны в духовном училище под фамилией матери "Богословские":

ГБУ ЦГА г. Москвы. Ф.427 оп.1 №891. Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год. С. 114., 117.
ГБУ ЦГА г. Москвы. Ф.427 оп.1 №891. Именные и перечневые ведомости семинарии и низших Дмитровских и Звенигородских училищ за 1844-1845 учебный год. С. 114., 117.

А какая фамилия была в училище у самого младшего сына Стефана Захарова Алексея, подписывающегося в метрических книгах Никольской церкви села Батюшково Дмитровского уезда Московской губернии, в которой служил, "Блохин"?

1. ГБУ ЦГА г. Москвы. 1. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1203 1832 г.  С. 882. 2.   Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1701. С. 1109. 1855 г.  3. Ф.427 оп.1 №1031. Именные и перечневые ведомости об учениках Дмитровских и Звенигородских училищ за 1847-1848 учебный год. С. 70.
1. ГБУ ЦГА г. Москвы. 1. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1203 1832 г. С. 882. 2. Исповедальные ведомости Фонд 203 Опись 747 Ед.хр. 1701. С. 1109. 1855 г. 3. Ф.427 оп.1 №1031. Именные и перечневые ведомости об учениках Дмитровских и Звенигородских училищ за 1847-1848 учебный год. С. 70.

Выяснили, что в духовном училище Алексей, Стефана Захарова сын, имел фамилию мамы - Богословский. Что толкнуло его позднее принять фамилию Блохин и была ли она производной от прозвища (он был младшим из сыновей в семье Стефана Захарова, может, старшие братья, любя младшего, в шутку называли его блохой? - аналог современного "малой") пока не поддается объяснению, да и, наверно, мы на этот вопрос не ответим.

Проблема третья: фамилия, происходящая от названия населенного пункта, географического объекта

Следующая дочь Никиты Васильевича Богословского Платонида Васильева (28 марта 1802 – после 1834 гг.) была выдана замуж 28 января 1824 года за Иоанна Иоаннова (1800 – после 1834 гг.), пономаря Николаевской церкви села Озерецкого Московского округа Московской губернии. Иоанн Иоаннов поступил на службу пономаря в 1820 году, а в 1833 году впервые он подписывается в документах фамилией "Озерецковский":

ГБУ ЦГА г. Москвы. Метрические книги Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1383. С. 256. 1833 г. Московский уезд. Село Озерецкое.
ГБУ ЦГА г. Москвы. Метрические книги Фонд 203 Опись 745 Ед.хр. 1383. С. 256. 1833 г. Московский уезд. Село Озерецкое.

Эту фамилию наследовали его сыновья - под этой фамилией они были записаны в Дмитровском духовном училище.

ГБУ ЦГА г. Москвы. Ф.427 оп.1 №1031. Именные и перечневые ведомости об учениках Дмитровских и Звенигородских училищ за 1847-1848 учебный год. C. 35.
ГБУ ЦГА г. Москвы. Ф.427 оп.1 №1031. Именные и перечневые ведомости об учениках Дмитровских и Звенигородских училищ за 1847-1848 учебный год. C. 35.

Но если фамилия образуется по названию села, реки, города, то ни о какой родовой фамилии речи идти не может. И как увидеть отдельного человека, личность, подданного, ГРАЖДАНИНА?

В ходе поиска мы встречаем документы, свидетельствующие о том, что в одной Николаевской церкви села Озерецкого Московского округа Московской губернии фамилией "Озерецковский" подписывалось еще 3 священника, но нами совершенно определенно установлено они все трое не были родственниками! Вот их автографы:

ГБУ ЦГА г. Москва. Извлечения из архивных документов.
ГБУ ЦГА г. Москва. Извлечения из архивных документов.

И даже уехав в другой уезд, в другой город жители села Озерецкое не являясь родственниками носили фамилию Озерецковские, образовав ее от названия села.

Проблема четвертая: развитие общества и государства требует использования фамилии при заполнении документов, но процесс приобретения фамилии людьми по-прежнему долог из-за отсутствия традиции и привычки их использования

Важным фактором возрастания роли фамилии и семьи становится развитие экономики Российской империи во второй половине XIX века, торговли, появления торговых и промышленных домов, купеческих и ремесленных фамилий. Передаче родовой фамилии в семье постепенно начинают уделять более серьезное внимание. Процесс этот закрепляется в юридических документах отражающих экономические отношения в обществе, судебной практике, постепенном обретении подданными Российской империи больших социальных и политических прав, необходимостью постепенно вводить документы, удостоверяющие личность. Например, в "Книгах брачных обысков" начинают появляться фамилии:

ГБУ ЦГА г. Москва. Фонд 2122. Опись 3. Ед.хр. 234. С.22 1838 г. Церковь Троицкая в Сыромятниках. Книга брачных обысков и записи копий брачных документов.
ГБУ ЦГА г. Москва. Фонд 2122. Опись 3. Ед.хр. 234. С.22 1838 г. Церковь Троицкая в Сыромятниках. Книга брачных обысков и записи копий брачных документов.

В "Книге брачных обысков за 1838 год" церкви Живоначальной Троицы, что в Сыромятниках Ивановского сорока г. Москвы, указывается фамилия жениха: Дмитрий Васильевич Кудрявцев, но отец его указан без фамилии - "умерший дьячок Василий Иванов сын". Нет фамилии и у отца невесты - Егор Николаев, хотя мы знаем, что он происходит из семьи Тихомировых. Егор - единственный сын Николая Васильевича Тихомирова, всю свою жизнь ни в одном документе, даже "Ревизских сказках", не будет назван по фамилии. Нет фамилии и у его дочери Марии Егоровой. Но все сыновья и внуки Егора Николаева будут уже подписываться фамилией Тихомировы!

Вывод:

В XVII - XIX вв. не фамилия, а родственные отношения, связи кровное родство составляли род, семью. Но с развитием права и появлением паспортов значение фамилии как механизм идентификации личности приобретает большее значение, чем подробное изложение родственных связей и вытесняет последние. В паспорте куда сложнее записать перечисление семейной, кровной связи родственников, социальный статус, профессию, место службы. В паспорте преобладает лаконизм сведений и идентификация по номеру документа.

Литература. Источники:

1. Статья "Введение. Мое семейное древо". Режим доступа: https://pomnirod.ru/articles/istorii-familii/familii/vvedenie.html

2. Назначение фамилий семинаристам в Казанской Духовной семинарии. Описание, составленное Александром Афанасьевичем Благовещенским. Режим доступа: https://foto-progulki.ru/o-naznachenii-familii

3. Почему крестьяне на Руси жили без фамилий. Режим доступа: https://cyrillitsa.ru/tradition/82089-pochemu-u-krestyan-familii-poyavilis-t.html

4. ГБУ ЦГА г. Москва. Фонд 301. Оп. 5. Д. 123. С. 951. 1782 г. Ревизские сказки.

Больше статей о составлении родословной в подборке канала Academia-nadezhda:

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com/
Блог на сайте "Как составить родовое древо"

-14