Сегодня у нас на обзоре фильм, о котором, я уверен, многие из вас сегодня услышат впервые – «Орёл и решка» 1995 года, от так мной обожаемого режиссёра Георгия Данелия и с Кириллом Пироговым в главной роли. И я уверенно могу назвать это одним из лучших российских фильмов вообще, уж особенно если говорить про эпоху девяностых, когда в наши кинотеатры в основном выходил только постперестроечный низкокачественный «продукт».
Прекрасная трагикомедия, которую, к моему большому удивлению, многие российские кинозрители обошли стороной. Ну, я считаю, что должен сделать всё от меня зависящее для популяризации этого фильма, то есть рассказать о нём вам, читатели.
Итак, фильм был снят по мотивам книги «На одном дыхании» от Владимира Маканина. В центре истории молодой амбициозный инженер Олег Чагин, сыгранный Пироговым. Он приехал в столицу с далёкого Севера с одной целью – накопить денег на предстоящую свадьбу.
И работал он в Москве не покладая рук, пока не узнал, что его возлюбленная, за время отсутствия Олега, быстро выскочила замуж за другого. Чагин, разумеется, не намерен так просто отпускать свою бывшую невесту и поэтому устраивается работать вместе с ней, правда его план совсем не увенчался успехом.
В дальнейшем герой знакомится с другой девушка по имени Зина Прищепкина, сыгранная Полиной Кутеповой. Но и в этот раз его, по сути, променяли на другого мужчину, ведь у Зины, оказывается, есть бывший муж, который сейчас находится в местах не столь отдалённых. Зато вот Лена, по несчастному стечению обстоятельств, оказалась в больнице.
Олег, естественно, рассматривает это как отличную возможность снова вернуть их отношения. Тем более девушка нуждается в очень дорогостоящем лечении, отчего и приехала аж в самую Москву, а у её муженька, по всей видимости, таких сбережений нет, или ему просто всё равно на здоровье жены.
Чагин снова продолжает пахать сразу на нескольких работах. Наивный молодой человек даже сдаёт квартиру своего друга Гоши незнакомым людям, хотя тот лишь попросил его присмотреть за ней, пока он уехал по делам в Гонконг. И что бы вы думали? Квартиру Гоши обокрали, не удосужившись даже заплатить за съём жилья. Отчаявшийся молодой человек теперь вынужден жить фактически на улице и ночевать в подъездах, отчего, разумеется, подхватывает серьёзное заболевание лёгких.
И вот, когда Чагин оказался на самом дне, в его жизни снова возникает она – Зина. Она берёт на себя ответственность по ухаживанию за больным Олегом, оставив его у себя в квартире. Парень идёт на поправку, а вместе с тем узнаёт о том, что и Лена смогла встать на ноги. Оказалось, состояние его возлюбленной оказалось совсем не таким тяжёлым, а значит весь его тяжёлый труд по зарабатыванию денег на лекарства для Елены был полностью бессмысленным.
Как же так получилось? Да просто в той же палате лежала девушка с такой же фамилией, что и мужа Лены, с которым она уже, к слову, развелась, отчего возникла такая путаница. Как ни странно, всё ещё воодушевлённый и влюблённый Олег отправляется к своей «невестке», только чтобы своими глазами увидеть, как вылечивший девушку хирург делает ей предложение.
Очевидно, что в концовке Чагин остаётся с Зинаидой, всё же он ей явно всегда был небезразличен. И на этой на удивление счастливой ноте история молодого инженера Олега заканчивается. Уж не ожидал увидеть такой хэппи энд в фильме Данелии, зная его любовь делать свои фильмы больше драмами, нежели комедиями, но картина от этого совсем не стала хуже.
И что можно сказать о моих общих впечатлениях? Советско-российский мэтр кинематографа, также писавший сценарий к фильму, здесь придерживается своих традиций. Персонажи – это вышка, насколько хорошо прописанные, что воспринимаешь их как настоящих людей. Кирилл Пирогов здесь вообще смотрится просто идеально. Я бы сказал, это вообще лучшая роль во всей фильмографии актёра.
Кутепова тоже неплоха, но, конечно, меркнет на фоне Кирилла, сумевшего в полной мере передать драматический образ Олега Чагина. Ну и отдельно стоит отметить двух «звёздных гостей»: Станислав Говорухин в роли начальника Чагина и Олег Басилашвили, исполнивший роль профессора Валентина Савицкого. Совсем не ожидал увидеть их в этом относительно малоизвестном фильме, но их появление меня порадовало.
В общем, если не смотрели «Орёл и решка» – вы многое упускаете. Сочетание восхитительной постсоветской атмосферы с простым, но всё ещё интересным, сюжетом и глубоко прописанными персонажами, и всё это приправлено действительно добротным юмором. Классический образец работ моего любимого советского режиссёра, поэтому я настоятельно рекомендую фильм к просмотру.
Автор: Алексей Королёв