Найти тему
Дмитрий Шелест

Образование и Пустота

Образование уже долгое время считается эквивалентом развития личности, социальным лифтом, свидетельством успеха и прочее, прочее. Всего не перечесть. Участие в образовательных программах становится аналогом покупки новой модели умного телефона: затратно, бесполезно, чрезмерно.

Пожалуй, возможности обучаться чему-нибудь и как-нибудь в XXI веке превосходят таковые во все предыдущие эпохи вместе взятые. Стоит только набрать в любом поисковике фразу «Непрерывное обучение» как на вас высыпятся кучи ссылок, в которых вам объяснят значимость такого рода практик и безальтернативность такого подхода к жизни для всякого интеллигентного человека.

И вот, на глазах изумлённой публики происходит взрыв образовательных услуг: университетские программы; курсы повышения квалификации; обучения новым ремёслам. И не удивляйтесь тому, что за огромные деньги вам или вашему чаду предложат записаться на программу «Женщина, пол и гендер» (Harvard University), пойти на курсы ухода за аквариумными рыбками или прослушать «Курс концентрации» (опять же Гарвард), ну или получить навыки высокодоходного ремесла бисероплетения.

Что всё перечисленное выше как не игровая форма эскапизма? Уместно вспомнить высказывание Олдоса Хаксли. «Интеллектуальная жизнь — это детская игра; вот почему люди интеллекта так легко становятся детьми, а потом идиотами, а в конце концов, как ясно показывает политическая и экономическая история последних столетий, — сумасшедшими, человекоубийцами и дикими зверями.»

Никому нет дела, что разнонаправленные skill'ы не равны профессиональному мастерству. Мало кто задумывается о том, что многие образовательные планы дают не столько знания, сколько обучают скольжению по поверхностям информационных ресурсов в той или иной сфере, по тонкой плёнке невидимых и непониманмых смыслов. Такой вот неожиданный постструктурализм в духе философа Жиля Делёза.

Люди, больные той или иной формой непрерывного обучения, саморазвития, являются адептами замаскированного саморазрушения. Единственное, чем их «образование» отличается от наркотической зависимости, это возможность дольше сохранять физическое и психическое здоровье. Но уже организованное движение таких вот «развивающихся личностей» формирует своеобразную секту, которая влияет на выбор нормальных людей.

И вот здесь можно проследить ещё одну аналогию с наркобизнесом. Есть вполне себе конкретные заинтересанты – различного рода образовательные учреждения, всяческие тьюторы-коучи-менторы. Нет, я ничего не имею против образовательных институтов и наставничества. Я против убийства времени, ампутации возможности действительно созидать и, наконец, скромности. 

Что же тогда становится главным в современном образовании? Обучение реализму!