Француженка Коралин Форжа приглянулась мне уже своим дебютным полнометражным фильмом "Выжившая" (2017) – очень стильной и красивой историей о мести с симпатичной итальянской моделью Матильдой Лутс в главной роли. Несмотря на то, что фильм был довольно феминистичным по своему содержанию, Лутс не постеснялась, вопреки сложившемуся уже в то время тренду, сексуализировать свою героиню и обернуть свой дебют в визуально очень привлекательную жанровую форму. И это не удивительно, ведь среди источников своего вдохновения она указывала таких культовых режиссёров, как Дэвид Кроненберг, Дэвид Линч, Джон Карпентер и Михаэль Ханеке, которые вывели не особо почитаемый критиками в то время жанровый кинематограф на совершенно новый уровень.
Кассовым хитом "Выжившая" не стала, но она с большим успехом демонстрировалась на многочисленных кинофестивалях по всему миру, удостоилась очень высоких оценок от критиков и практически мгновенного культового статуса у ценителей жанрового кинематографа. Естественно, такой успех не мог остаться без внимания Голливуда.
Следующий свой сценарий, получивший название "Субстанция", Форжа написала, основываясь на собственном экзистенциальном кризисе, вызванном переходом её в новую и непривычную для неё возрастную категорию 40+. Понимая, что те провокационные идеи и в той вызывающей форме, как она заложила в свой сценарий, ей вряд ли удастся перенести на экран без полного контроля за производством будущего фильма, она сразу поставила условие, что помимо должности режиссёра она должна будет взять на себя и функции продюсера.
На её условия согласилась голливудская студия Universal, которая решила профинансировать этот проект через своё английское подразделение Working Title Films. Universal ранее купила права на прокат на территории США "Выжившей" и планировала также выпустить там в прокат и "Субстанцию". Также часть финансовых обязательств на себя взяла французская компания Blacksmith. Правда, когда боссы Universal увидели, чего там наснимала Форжа, то отказалась от планов на выпуск его в кинотеатрах Северной Америки, а права были проданы стримингу Mubi.
По словам Форжа, она не питала никаких надежд на то, что Деми Мур согласится на роль в её фильме, и была крайне удивлена, когда та ответила согласием. Позже к ней присоединились Маргарет Куолли и Рэй Лиотта, однако последнего из-за его скоропостижной кончины в 2022 году пришлось заменить на Денниса Куэйда.
В этот раз критики были просто в экстазе - к примеру, на его премьере в Каннах фильм был удостоен 13-минутной стоячей овации по окончании сеанса и премии за лучший сценарий. Кассовым хитом он тоже, как и "Выжившая", не стал, но культовый статус ему обеспечен.
Теперь о самом фильме.
Визуально и стилистически Форжа осталась верной себе - это всё такая же безумно красивая картинка с сочными цветами, необычными ракурсами и обилием очень крупных планов, очень эффектный экшн (вот бы ей какой-нибудь боевик а-ля "Джон Уик" снять, красота бы вышла неимоверная), чрезмерная и гиперболизированная жестокость и клиповый монтаж под очень эффектное звуковое и музыкальное сопровождение.
В фильме очень много обнажёнки, я даже проникся некоторым уважением к Деми Мур - решиться на такие сцены в её возрасте это очень смело, впрочем, не уступает ей здесь и Маргарет Куолли. И хотя Форжа показывает их тела во всех подробностях, это не воспринимается как пошлость и выглядит очень естественно.
Так же, как и в "Выжившей", здесь очень мало диалогов, большая часть которых досталась мужским персонажам, героини же здесь или молчат, или произносят короткие фразы состоящие в основном из пары слов. Основную часть информации зритель получает через образы и звуки, и это вот у Форжи получается настолько хорошо, что неприлично большой на первый взгляд хронометраж в 2 часа и 20 минут не воспринимается как избыточный и смотрится фильм на одном дыхании.
Смысловая нагрузка в "Субстанции" в основе своей довольно примитивная, ничего нового Форжа тут не сообщает. Но вот то, как она это делает, это совершенно другой вопрос. Не стоит пытаться оценивать фильм с позиций обычной логики, информация здесь подаётся исключительно с помощью образов и метафор, взаимодействуя со зрителем на уровне эмоций и инстинктов, и, как по мне, это лучшая форма подачи в кинематографе. И хотя так же, как и "Выжившая", фильм очень феминистичен по своему содержанию, мне не показалось это чем-то вульгарным - всё в пределах здравого смысла.
Свою жанровую принадлежность - боди-хоррор, фильм отрабатывает на все 200%, такого количества изуродованной плоти и в таком качественном исполнении даже и не припомню, чтобы я видел раньше. Особенно хороша в этом плане кульминационная сцена - сразу вспомнились культовые "Живая мертвечина" Джексона и "Общество" Юзны. Так что тут потенциальному зрителю однозначно стоит морально подготовиться.
Не могу сказать, что проникся смыслами, которые тут заложил автор, думаю, это больше касается женской части аудитории, но это не помешало мне получить немалое удовольствие от его просмотра.
Мой канал в Telegram с обзорами на приглянувшиеся новинки и не только: