Хабаровск - город на трех холмах и двух реках. Правда, реки запрятаны в трубы, а на месте их русел образовались бульвары.
Когда пересекаешь центральную часть города от холма к холму, то наблюдаешь, как из-за горизонта дороги появляются золотые купола Спасо-Преображенского собора.
Его возводили на самом берегу Амура на площади Славы в период с 2001 по 2004 год. Место, где 9 мая 1975 года торжественно открыли площадь Славы, долгое время было самой настоящей городской окраиной с деревянной одноэтажной застройкой. Проживали здесь китайцы, поселившиеся в Хабаровке на предмет коммерции. Этот высокий берег тогда назывался Артиллерийской горой. Где-то здесь стояла и китайская молельня — кумирня. А когда она обветшала, то поставили новую, более основательную со статуями Будды и Конфуция.
Собор - третий по высоте храм России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Высота куполов 83 метра, а вместе с крестами все 95 метров.
Кругом храма ухоженная территория. Если обойти собор, то можно попасть на балкон с балюстрадой, откуда открывается прекрасный вид на микрорайоны вдоль Амура и острова в устье реки Уссури, как раз здесь впадающей в Амур.
При подлёте на самолете к Хабаровску, из иллюминатора хорошо видно, что Амур - это река с огромным количеством островов и рукавов. Граница между двумя государствами еще в 1858 году по Аргунскому договору была обозначена по берегам Амура: левый наш, а правый китайский. В 1991 году Горбачев в очередном договоре о границе ввел термин "фарватер", т.е. определять границу по фарватеру реки.
И наши соседи сразу стали хитрить, меняя этот самый фарватер: строили дамбы и затапливали целые баржи с песком, что вызывало обмеление протоки, по которой проходила граница. А, значит, и фарватер "уходил" в сторону России, о чем китайские власти постоянно намекали.
Хабаровские власти, со своей стороны, стали углублять Амур, ведя дорогостоящие гидротехнические работы. Так продолжалось довольно долго: Китай засыпает песок, Россия достает этот же песок со дна.
Во время визита в Китай в 2004 году президент Владимир Путин решил поставить точку в этом вопросе и подписал документ, по которому третья часть острова Большой Уссурийский, а также весь остров Тарабаров передались Китаю (теперь это острова: Хэйсяцзы и Инлундао). В общей сложности КНР получила 337 квадратных километров территории. Отныне вопрос о границе решен окончательно.
Я не буду комментировать это действо, т.к. не считаю себя компетентной в данном вопросе.
Амур, в переводе с китайского, означает "река черного дракона", по протяженности занимает 9-ое место в мире. Длина от места слияния Шилки и Аргуни до устья Амурского лимана – 2824 км. Хабаровск находится на берегу среднего Амура, на его высоком, правом берегу, протянувшись почти на 33 км вдоль этой могучей реки.
Главная набережная Хабаровска названа в честь русского адмирала Геннадия Ивановича Невельского, который в течение шести лет (1849-1855) руководил двумя экспедициями - Сахалинской и Амурской. Во время Сахалинской экспедиции Геннадий Иванович на небольшом транспорте «Байкал» летом 1849 года вошёл в лиман Амура, установив, что Сахалин имеет островное положение и что он отделен от материка судоходным проливом. А последующая за ней Амурская, доказавшая, что река Амур в нижнем течении вполне судоходна, упрочила положение Российской империи на тихоокеанском побережье.
Прогулку по набережной можно начать от Уссурийского бульвара, где расположен речной вокзал, построенный в 1901 году. В конце XIX века на этом месте располагался Нижний рыбный базар, который являлся центром местной торговли.
Первыми здесь начали торговать китайские рыбаки, они приплывали на своих лодках с берегов Уссури и Сунгари. В основном они продавали рыбу, как и местные аборигенные народности - гольды и ульчи.
Современный вид набережная получила в 2013 году, после сильного наводнения ее пришлось заново воссоздавать. Зато теперь она смотрится очень эстетично: красивые фонари, тротуары, выложенные плиткой, скамейки, кафешки.
Хотя, все равно, набережная, находясь на нижнем уровне относительно Амура, находится в зоне риска подтопления. Произойти это может не только весной, но и летом, когда летние муссоны приносят с Охотского и Японского морей ливни и тайфуны, резко поднимающие уровень воды в Амуре и его притоках.
Подняться в центр на Комсомольскую площадь можно по лестнице с 250-ю ступенями, в створе которой эффектно смотрится Градо-Хабаровский Успенский собор.
В хорошую погоду горожане даже умудряются на набережной загорать и купаться, как на обыкновенном пляже.
В любом городе на воде я всегда осуществляю водные променады на корабликах. А тут я "клюнула" на призыв туристической компании, дескать, предлагаем интересную экскурсию сначала на корабле вдоль города, потом полагалось ознакомиться с уникальным мостом и музеем этого моста, а назад уже на автобусе с остановками у пары объектов.
Конечно, я купила тур заранее, но предусмотреть хорошую погоду в этот день было трудно, почти нереально. Как же мне не повезло: целый день лил дождь!! Но это было полбеды. Во время путевой информации на корабле микрофон работал очень слабо, а окружающим тетушкам экскурсия ни разу была не нужна: они тарындели между собой о своем, о базарном.
Попыталась сфотографировать береговую линию города на фоне тяжелых туч, из которых выливался тот самый муссон.
Визитная карточка набережной Хабаровска - Амурский утес - тоже был весь в мокрой дымке. Здание на вершине утеса появилось в период Великой Отечественной войны. Его возвели в ноябре 1943 г. как военный пост противовоздушной обороны № 1 для наблюдения за воздушным пространством. По сторонам от Утеса располагались зенитные установки, по рассказам старожилов, служили там преимущественно женщины.
Ныне это здание относится к краеведческому музею имени Гродекова. И оно на ремонте.
И вот, наш корабль приближается к знаменитому Хабаровскому мосту, его еще называют "Амурское чудо". На момент своего создания в 1916 году Амурский мост, протяженностью почти 2,6 километра, считался самым длинным в Европе (странный рейтинг, если сам мост в Азии).
Но, собственно, видим сейчас мы не то сооружение, которое было возведено еще при имперской России - мост с тех пор дважды прошел капитальную реновацию.
Я покидаю салон с галдящими сударушками, мешающими воспринимать путевую информацию, выхожу на нос судна и погружаюсь с мутную морось летнего дня (на календаре конец июня).
Чтобы узнать подробности об истории уникального строения, надо посетить музей истории Амурского моста, так называется эта экспозиция.
Бурное развитие Хабаровска конца XIX - начала XX века связано с большим железнодорожным строительством на Дальнем Востоке. В 1891 году во Владивостоке состоялась торжественная церемония закладки участка дороги, получившей название Уссурийской, а уже через шесть лет из Владивостока в Хабаровск пришёл первый поезд. Категорически был нужен мост через Амур, чтобы соединить Уссурийскую и Транссибирскую дороги в единую магистраль, проходящую через всю страну.
Возведение моста началось летом 1913 года. Открытие планировали через 26 месяцев, но из-за Первой мировой войны дату перенесли. Мост открылся в октябре 1916 года. Однако и этот срок для такого масштабного проекта был рекордным. Металлические фермы для нового моста делали в Варшаве, всего их было 18. Затем разобранные конструкции частями везли в Одессу, оттуда морем – во Владивосток и уже потом – в Хабаровск. Но, из-за военных действий случился форс-мажор: в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил бельгийское торговое судно «Кортрейк» — оно везло две последние фермы. Новые пришлось заказывать в Канаде.
Более подробно о строительстве можно узнать в небольшом музее, расположенном в доме-копии одной из железнодорожных станций Транссиба.
Спойлер: в музее много рассказывается о техническом возведении моста, что не всем девочкам может быть интересно.
Проектировщиком сооружения был Проскуряков Лавр Дмитриевич. Весьма интересная личность, самородок своего времени. Он был из обычной небогатой многодетной семьи провинциального священника из Курской губернии. У Лавра было 17 братьев и сестёр!
Мальчик обладал пытливым умом, с детства его притягивали точные науки. Так что среднюю школу он окончил с отличием, за что получил рекомендацию для поступления в высшее учебное заведение. А выбрал – Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги никогда даже в глаза не видел. Она пройдёт через Валуйки, его село, только через двадцать лет.
В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Много думал над тем, как сделать их более надёжными и долговечными. И он стал проектировать мосты с использованием совсем новых конструкций (они назывались «многорешётчатые мостовые фермы»). Самое знаменитое его детище - это Коммунальный мост через Енисей в Красноярске, за который он получил Большую золотую медаль Парижской выставки научно-технических достижений! Сам Эйфель, увидев его проект, воскликнул:" Боже мой, так это же чудо! Где этот гениальный конструктор, позовите его сюда!" Обидно, что красноярцы не сохранили тот мост, разобрав его, построили рядом новый, обычный.
Мост возводили кессонным способом, при котором необходимы сложнейшие водолазные работы. В музее выставлено водолазное оборудование.
При строительстве мостов кессоны используют следующим образом:
- Цилиндры без дна помещают в ил и отложения, а затем придавливают тяжелыми гранитными плитами.
- Под их весом кессоны погружаются в грунт.
- Рабочие опускаются и выгребают всё лишнее.
- После этого кессоны заполняются бетоном, формируя прочный фундамент.
Особенность кессонов в том, что в них закачивают горячий сжатый воздух, чтобы выдавить воду.
Во время Гражданской войны судьба моста сложилась трагично. В ночь на 20 апреля 1920 года два металлических пролёта были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного наступления японских интервентов. Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Работы по восстановлению моста начались только после установления Советской власти на Дальнем Востоке (с ноября 1922 года). Первым делом нужно было поднять упавшую ферму со дна Амура. И здесь дело не обошлось без опытных водолазов.
Доработали её уже во Владивостоке на «Дальзаводе». Вторую железную ферму взяли у моста через р. Ветлугу (приток Волги), она была у него запасной, имела несколько отличные очертания, но подходила по своей величине и конструкции. И уже 22 марта 1925 года было открыто сквозное движение по мосту.
В 1931 году Япония захватила Маньчжурию, а вместе с этим и перерезала КВЖД. На восток из центра страны вела только одна железная дорога, а враги рядом. Не дай бог, случится война. Созрела необходимость строительства тоннеля под Амуром.
В постоянную эксплуатацию объект был введён в октябре 1942 года. В годы Великой Отечественной войны он служил секретным военным объектом: по нему, помимо всего прочего, шли поставки ленд-лиза.
После окончания боевых действий на Дальнем Востоке тоннель находился на консервации. В связи с ростом грузопотоков, для увеличения пропускной способности Транссиба в 1964 году тоннель стали использовать для движения грузовых составов, а позже пропускать и пассажирские поезда (с нечетными номерами). Сейчас по тоннелю, как и по мосту, идёт активное движение с востока на запад.
В конце 1980-х пролётные строения находились в настолько ветхом состоянии, что скорость движения поездов по мосту пришлось снизить до 40 км/ч. Но самое главное - дореволюционный мост был однопутным и только железнодорожным, что не соответствовало развивающемуся техническому прогрессу.
Без малого, почти 10 лет шла реконструкция сооружения в несколько этапов, при этом движение не прекращалось. Историческими остались только опоры, все пролеты были заменены, и появился второй ярус для автотранспорта (до 2002, сложно поверить, но автомобили переправлялись на другой берег на паромах).
Молодцы, хабаровчане, отстояли один из пролетов царского моста - он теперь установлен в качестве музейного экспоната.
Музей Амурского моста - это еще и экспозиция, посвященная железнодорожному транспорту, находящаяся под открытым небом. Железнодорожная цистерна для керосина конца XIX века – самый старый экспонат. Ее нашли случайно на заброшенных запасных путях под Уссурийском, бережно доставили в хабаровский музей, сотрудники которого подготовили ценный объект к выставке.
Особый интерес представляет служебная автомотриса 1934 г. выпуска, которая изначально являлась несамоходным двухосным вагоном. Она использовалась в качестве передвижного штаба командующего Особой Дальневосточной краснознамённой армией, легендарного командарма Василия Блюхера.
После экскурсии я проехала через мост на автомобиле. На левом берегу расположен уже другой регион России - Еврейская автономная область. Про нее позднее напишу.
А на нижнем располагаются железнодорожные пути, по которым я проехала на поезде, когда из Хабаровска направилась в Благовещенск.
Хабаровский мост украшает пятитысячную купюру. Естественно, я запланировала сделать аналогичное фото. Еще в музее приметила зубцы башни на высоком утесе, решила поехать туда, да не абы когда, а в сумерках, чтобы уж получить шикарное фото.
Стала искать подъезды к этой локации, группа молодежи подсказала, куда надо ехать, только предупредили, чтобы не до конца, а оставить машину чуть ниже, иначе потом будет проблема развернуться. Я так и сделала. Приехала уже почти в полной темноте.
Башня, куда я направилась, в народе называется "Воронье гнездо" или "Дом архитектора". Это заброшенное на стадии возведения стен пятиэтажное строение, которое начали строить еще до войны, где-то в 1931 году. Целевое назначение архитектурного творения довольно расплывчатое - есть несколько версий. Где-то пишут, что это был задуман пункт наблюдения за мостом или вентиляционные сооружения для тоннеля.
Любители мистики придумали, что якобы этот дом для себя и своей семьи строил молодой архитектор (это в 30-е то годы), которого сначала арестовали, а потом и расстреляли в собственном недострое кровавые подручные Сталина.
Мало того - тело архитектора не похоронили, как полагается, а замуровали где-то в подвалах строения. Теперь его дух бродит ночами по недостроенному дому.
Игнорируя все домыслы, я смело иду, подсвечивая дорогу фонариком. На душе у меня спокойно, слегка подстегивает азарт, люблю делать знаковые фото.
Захожу внутрь. Понятно, что кругом мусор, осколки кирпича. А из окна первого уровня ничего не видно, все заросло деревьями, надо подниматься на верхний ярус, а ступенек нет. Можно закарабкаться по выступам стен, но для этого надо иметь, как минимум, альпинистскую сноровку или хотя бы скинуть с плеч лет тридцать.
И тут на меня накатила такая дикая паника! Я одна, кругом развалины, глазницы оконных проемов, темень - прямо, даже сейчас, когда пишу про это, руки трясутся. Надо было видеть, как я бежала вниз, чуть ли не скатившись на .., ну вы поняли. Забежала в машину, тут же закрывшись на замки. Боже, как меня понесло в такую авантюру!!
Если вы соберетесь в Хабаровск, то обязательно прогуляйтесь по всем местам, описанным в моей статье. Да и к Дому архитектора тоже сходите, только не в одиночестве.
Если моя статья вам понравилась, прошу ставить лайки, писать комментарии и подписываться на канал.
Читайте также:
Хабаровск. Прогулка по улице Муравьёва-Амурского https://dzen.ru/a/ZuXTX5LW60qObGKP?share_to=link
Хабаровск. Где искать черепаху, исполняющую желания? https://dzen.ru/a/ZtSIncFGvAP5EGJ_?share_to=link
Комсомольск-на-Амуре. Часть 3. Город широких проспектов и многочисленных памятников https://dzen.ru/a/Zs9CBfxTIQSz1Cok?share_to=link
Красноярск. Лев с лопатой, смог и мощный Енисей. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/600c83cb27eccf7f0037a12f
Пермь Великая. Солевая империя Строгановых. https://dzen.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/619531300554123a953f66f2
Карелия. Уникальная набережная Петрозаводска. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/630658392b151a637e7abd46