Не написать про остановочный пункт в этом поселке примерно в 30 км от Москвы я ну никак не мог. Уж очень много воспоминаний из детства связано у меня с этими местами. Здесь у нас жили родственники. Седьмая вода на киселе, как говорят. Наверное, это мой четвероюродный прадедушка. Ну и я соответственно знаю свою четвероюродную сестру. А мои дети знают уже своих пятиюродных родственников.
Поселок реально легендарный! Без всякого преувеличения! Место, в котором не только проводили лето, но и выступали наши знаменитейшие артисты, создавали свои произведения легендарные литераторы. Яркая жемчужина в ожерелье московских стародачных поселков, как их любят называть. Малаховку вполне ставят в один ряд с Переделкино. А ведь это поселение известно чуть ли не с первой половины XIV века (1328 год первое упоминание). Упомянуто поселение было еще в завещании Ивана Калиты! Но естественно, что бурное развитие этих мест началось после того, как в малаховку пришла железная дорога. А даты тут указываются разные - в интервале 1884-1895 гг. По всей вероятности, речь просто идет о разных событиях: просто о том, что пришла железная дорога, открыта станция, запущено регулярное движение.
И вот уже сразу с 1885 года здесь начинают строиться дачи, которые будет снимать элита. Достоверно известно, что в 1913 году здесь жил Василий Суриков - наш знаменитый живописец. В 1915 году именно в Малаховке Маяковский знакомится с Лилей Брик. Сюда неоднократно приезжал и Сергей Есенин.
Однако главное, чем была знаменита Малаховка в начале ХХ века - это знаменитейший Летний театр. Его открыли в 1911 году. На его сцене давали спектакли из лучших московских театров. Осенью 1915 года здесь состоялся дебют не кого-нибудь, а Фаины Раневской. Известно и название спектакля, в котором она выступала - "Тот, кто раздает пощёчины". Акустика была столь хорошей, что здесь не стеснялись давать концерты Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, А. Вертинский, А. Дункан. Театр сгорит относительно недавно - 25 лет назад - в октябре 1999 года.
А какое там озеро с пляжем - тоже одно из главных воспоминаний детства. И прекрасный сад у родственников с настоящими плодовыми деревьями. Яблоки вкуснее я ел только в Кудепсте. Там около пансионата "Автомобилист" позади волейбольной площадки была сделана водоотводная канавка, а сверху была настоящая яблоневая роща. Так вот в августе яблоками был усыпан весь лоток просто. Раскусишь его, а оно внутри розовое! Вот и в Малаховке росли такие же! И сливы настоящие, и абрикосы. И до сих пор я помню автобус № 39 со станции (ЛиАЗ "Луноход"). Отъехать нам нужно было на две остановки, а потом пройти вперед несколько дачных домиков. Так вот, я выскакивал из автобуса, и бежал вперед, стараясь добежать до калитки быстрее, чем меня обгонит тот же автобус. Была вот такая физкультура.
Ну и как не вспомнить фильм "Джентельмены удачи", часть сюжета которого также связана с Малаховкой. В общем, я всё думал, а как бы втиснуть Малаховку в логику нашего железнодорожного блока. И решение пришло оттуда, откуда не ждали, как говорят в таких ситуациях. Когда я писал про станцию Мары образца 1907 года, то я увидел в алфавитном указателе Малаховку. "Да неужели?" - тут же мелькнуло в голове. И действительно, оказалось, что в 1907 году в Малаховке останавливались сразу 3 поезда дальнего следования: № 4, 14, 16. Причем, если два из них по современным меркам можно считать пригородными (Москва-Рязань), то вот еще один был полноценным поездом дальнего следования сообщением Москва-Ростов.
Ну давайте уже посмотрим, что там было со временем в 1907 году. Понятно, что это была паровозная тяга (хотя электрифицировать ветку пробовали еще до войны). Совсем иная динамика у поездов, по сравнению с современными электричками. Совсем иной пассажиропоток. Но тем интереснее и будет сравнение!
Отправлялись все поезда с Казанского вокзала Москвы ближе к вечеру: в 16:25; 18:20 (ростовский) и 00:10. Первая остановка у них у всех была на Сортировочной, до которой они добирались за 12, 13 и 14 минут соответственно. Даже интересно, почему ночной поезд так медленно разгонялся. Затем был совсем небольшой перегон до Перово - 7, 8 и 7 минут. Потом еще 5-8 минут - и уже Вешняки. До Косино поезда доходили от Москвы за 30, 36 и 36 минут соответственно.
Естественно, что дальше были Люберцы. Время в пути от Москвы 37, 47 и 48 минут. Первый рязанский поезд ну прямо летел здесь.
Ну и далее уже Малаховка. Общее время в пути 53, 66 и 68 минут. 15 минут разницы на таком участке - да это же более 25%.
Смотрим, что там с современными электричками. Время в пути с Казанского вокзала ну практически идеально одинаковое - 45-48 минут, причем у львиной доли - 46 минут. Ну давайте посмотрим по участкам, где современная электричка "привозит" разницу поезду образца 1907 года.
Итак, до Сортировочной время в пути 10 минут. Затем до Перово еще 8 минут - и это даже дольше, чем поезд № 4 образца 1907 года. Вешняки в наши дни - 23 минуты. А было 24 минуты. Косино в 2024 году - 28 минут, а было - 30 минут. Люберцы - 35 минут, а было - 37 минут. И вот потом Малаховка - 46 минут, а было - 53 минуты. То есть львиную долю формировали потери именно на участке Люберцы-Малаховка. Видимо, после Люберец у современной электрички активируется турборежим, которого как раз не было 117 лет назад.
Ну а теперь внимание! Я нашел в сети фотографию расписания пригородных поездов 1934/35 гг. Я приведу ее здесь:
Итак, первый же поезд - 47 минут. А далее есть и 45, и... Отправление из Москвы в 12:07, прибытие в Малаховку - 12:49. Итого 42 минуты. Но там до Люберец без остановок, видимо. Было и 44 минуты, и 45 минут. Да, частично без остановок, а сегодня везде. НО! Это же 90 лет назад! Без электрификации! Причем, ну я не думаю, что там были остановки менее минуты. Ну так и сейчас они по минуте. Правда, всё чаще мне приходится слышать, тот тот, кто не садился на электричку на Выхино - тот не видел жизни. Но там уже в советское время в "час пик" было "очень весело".
Эх, давно я не был в Малаховке. Последний раз в 2005 году. Судя по статьям в Интернете, многое там поменялось. Нет теперь платформы в сторону Москвы - оставили только островную платформу с выходом с турникетами. Но вроде жив рынок (судя по Яндекс.Панорамам). Всё та же там конечная у автобусов/маршруток. Да и Михневское шоссе не особо изменилось. Как окажусь в следующий раз в Москве, обязательно туда съезжу.
Спасибо, что читаете. До встречи на канале!