Чтобы не повышать цены, поставщики фруктов поставляют сетям, в том числе менее презентабельный товар. С другой стороны, на товарный вид фруктов могут влиять условия их созревания в 2024 году, который отметился весенними заморозками
«Сейчас яблок на нашем рынке много, — рассказал «Московской газете» президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. — Просто есть определённый ажиотаж: поднялись цены на волне сообщений о том, что после весенних заморозков яблок мало. Хотя, например, в таких регионах, как Тула, Рязань, с урожаем всё в порядке. Цены на яблоки выросли примерно на 30%».
По словам президента Ассоциации садоводов, у заморозков есть одна особенность: когда яблоко растёт, на нижней части плода образуется грубая кожа. Причём на вкусе это не сказывается. Но обычно торговые сети не берут такую продукцию. 2024 — сложный год. А яблоко надо продавать. Эта ситуация коснулась, в том числе хороших хозяйств, у которых постоянные связи с торговыми сетями. В России получают где-то около 1 млн 790 тыс. тонн яблок в год, в этом году ожидается около 1 млн 500 тыс. тонн. Яблоко в этом году вкусное, потому что лето было жарким».
Яблок и других фруктов на прилавках российских магазинов в 2024 году коснулось определённое снижение качества, сообщила «Московской газете» гендиректор Ягодного союза Ирина Козий.
«Дело в том, что себестоимость фруктов растёт. При этом покупательская способность потребителей нет. Также существует давление со стороны правительства с целью не допустить резкого роста цен как раз для массового потребителя. У поставщиков остаётся два варианта: либо сократить поставки, либо выпустить на прилавки товар с определёнными недостатками, который раньше туда не попадал. А продукция более высокого качества продаётся по более высокой цене, либо отправляется в более дорогие магазины.
Фрукты на российском рынке в основном импортные. Например, нектарины приходят из Турции. Логистические маршруты и трансграничные платежи с этой страной очень усложнились, это сказывается на себестоимости фруктов. Поэтому наши импортёры стали закупать в Турции больше зелёных, незрелых нектаринов. Что касается яблок, то на нашем рынке есть и импорт, и отечественные яблоки. Урожай российских яблок пострадал от весенних заморозков. При этом значительного роста цен на них в рознице не произошло, просто на рынке появилось больше яблок, не то, чтобы невкусных, а просто несколько худшего качества и товарного вида, чем было раньше. Эта ситуация не имеет сезонного характера, а обусловлена общей экономико-политической ситуацией», — заключила Ирина Козий.
Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции на семечковые плоды (яблоки, груши) возросли на 31% в июле 2024 года относительно данных за июль 2023 года, а на косточковые плоды (абрикос, слива) снизились на 5%, рассказала «Московской газете» основатель агентства Petrova 5 Consulting Марина Петрова. При этом средние потребительские цены сократились в июле 2024 года на лимоны (-11%) и апельсины (-2%), а возросли на бананы (+39%), виноград (+28%), яблоки (+22%) и груши (+9%), отметила Марина Петрова.
«Ограниченный ассортимент в категории фрукты/овощи, который мог наблюдаться в некоторых сетях, связан в первую очередь с санкционным давлением. В результате осложняется логистика, требуют пересмотра те маршруты, которые ранее активно использовали поставщики.Формируя ассортимент, ритейл также ориентируется на покупательную способность населения. Соответственно, стоит ожидать, что более качественные фрукты и овощи вернуться на прилавок во всем многообразии, когда перестроится и адаптируется логистика, а доходы потребителей возрастут. Безусловно, особенно положительно сказалось бы снятие ограничений, но этого не стоит ожидать в ближайшие годы», — рассказала основатель Petrova 5 Consulting.
Читайте также:
Эксперты назвали последствия весенних заморозков для садоводов