Сербские и боснийские боеприпасы скупают западные правительства для поставок на Украину, пишет The Economist. Босния и Сербия могут производить снаряды и технику как советского, так и натовского стандарта. Кроме того, их продукция, как правило, дешева.
После распада Югославии в 1990-х годах от наплыва оружия млели главным образом террористы и гангстеры. Теперь настал черед западных правительств. Пока на Украине бушует конфликт, они скупают в регионе боеприпасы и минометы. Оружейники Западных Балкан процветают. Сербский экспорт оружия вырос вчетверо с 2020 года. С начала украинского конфликта на Украину было отправлено боеприпасов на сумму около 800 миллионов евро (890 миллионов долларов). Экспорт Боснии за первые четыре месяца 2024 года почти удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ее заводы по производству боеприпасов работают круглосуточно, говорит Ясмин Муянович из Института стратегии и политики “Новые линии”.
В годы холодной войны Югославия с ее паранойей по части безопасности поддерживала большую армию и раздутый военно-промышленный комплекс. Остатки ее оборонной промышленности сейчас сосредоточены в Боснии и Сербии, на чью долю приходится более 90% военного экспорта Западных Балкан. Особый интерес для Украины и ее сторонников представляет то, что они могут производить боеприпасы и технику как советского, так и натовского стандарта. Кроме того, их продукция, как правило, дешева: боснийский снаряд обходится вчетверо дешевле западного.
И в Боснии, и в Сербии действуют законы, которые ограничивают продажи оружия в зоны боевых действий. Но они нашли обходные пути через третьих лиц. Так, Америка стала основным покупателем боснийских снарядов, которые затем перенаправляет на Украину. А Сербия, несмотря на свой отказ ввести санкции против России, направила тысячи артиллерийских снарядов через Чехию, Турцию и массу подставных компаний. Балканские члены НАТО — Хорватия, Албания, Черногория и Македония — передали значительную часть своих старых советских запасов. Недавно появились сообщения, что Хорватия может отремонтировать изношенные кувейтские танки М-84 (югославская версия советского Т-72) для дальнейшей отправки на Украину.
Для некоторых правительств региона это шанс завоевать политический кредит доверия у Америки и Европейского союза. Особенно это касается тех, кто стремится к членству в ЕС (в частности, Боснии и Албании). Украина воспользовалась ситуацией. В феврале президент Владимир Зеленский призвал к совместному производству вооружений со странами Западных Балкан, чтобы обеспечить “выживание” Украины. Свою роль играют и экономические мотивы, предположила Катарина Джокич из Стокгольмского международного института исследований проблем мира. Боснийские заводы по производству боеприпасов, еще недавно дышавшие на ладан, теперь работают с полным штатом.
Для президента Сербии Александра Вучича, который балансирует между Западом и Россией, продажа оружия Украине — тема щекотливая. Но еще это выгодный бизнес. “Я обожаю, когда мы экспортируем оружие, — воскликнул он однажды, — это чистый приток иностранной валюты”. Сербское оружие регулярно всплывает в отдаленных конфликтах. В июле правозащитная организация Amnesty International обнаружила огромное количество сербского оружия в охваченном войной Судане. Совместное расследование сети балканских репортеров BIRN и израильской газеты Haaretz обнаружило всплеск поставок сербского оружия в Израиль после атак в октябре 2023 года.
Оружейный экспорт не всегда по нраву националистам. Лидер Республики Сербской (сербской части Боснии) Милорад Додик призывает к созданию сверхгосударства этнических сербов и критикует продажу оружия Украине. Некоторые сербы отправились воевать за Россию. Однако другие страны региона тревожит не экспорт, а импорт оружия Сербией: недавняя покупка ею французских истребителей Rafale порадовала западные правительства, но заставила понервничать Хорватию и Косово. Как бы то ни было, спустя десятилетия после распада Югославии и последовавших за этим войн балканская торговля оружием по-прежнему сильна.