Автор: Николай Чувиков
Вот... не ожидаю ничего хорошего от Nightwish. После фантастического творческого периода группы с Анетт Ользон за микрофонной стойкой, Туомас Холопайнен будто упёрся в стенку и сам выстроил вокруг себя высокие стены из крепчайшего кирпича. "Endless Forms Most Beautiful" оказался вполне себе приличным альбомом, но он звучал вторично и чрезвычайно предсказуемо. Более того, слушатель никак не мог избавиться от ощущения, что все задействованные в записи альбома музыканты были лишены воодушевления и энтузиазма. Даже новоприбывшая Флор Янсен, великолепнейшая вокалистка по сути своей, казалась какой-то приструнённой на этом альбоме, будто боялась продемонстрировать свой максимальный потенциал... или же ей кто-то не давал этого сделать. "Human. :II: Nature." оказался гораздо более изобретательным и экспериментальным альбомом, да и Флор наконец-то дали разгуляться. Только вот творческая усталость Туомаса была видна даже невооружённым взглядом: большинство песен страдали от невыразительности, на альбоме не нашлось ни одного полномасштабного хита, а масштабный эпик "All The Works Of Nature Which Adorn The World", с одной стороны, казался абсолютно вырванным из контекста и, может быть даже, из другого музыкального проекта Холопайнена, а, с другой стороны, производил впечатление самой претенциозной и напыщенной музыки мира. Опять же, "Human. :II: Nature." - отнюдь не плохой альбом, он просто... посредственный. А на мой взгляд в мире нет ничего хуже посредственности...
Соответственно, мои ожидания от "Yesterwynde" были на удивление низком уровне. Я уже не верил ни в бесконечный талант Туомаса Холопайнена, ни в его расфуфыренные лирические концепции, ни в поддерживающих его музыкантов, ни в вокальные возможности Флор (после последних двух альбомов я невольно пришёл к выводу, что не смотря на свою техничность, её вокал страдает от отсутствия индивидуальности). Однако... звёзды-то сложились. Пасьянс разложился. Фортуна игриво подмигнула. Удача воссияла. "Yesterwynde" можно смело назвать одним из лучших альбомов за всю карьеру группы.
Сразу нужно сказать, что это альбом, который требует работы: нескольких внимательных прослушиваний, знакомства с лирикой, погружения в концепцию. Это не музыка для лёгкого прослушивания и не набивший оскомину радиоформат. Туомас вылез из кожи вон, но записал один из самых массивных, насыщенных и многогранных альбомов за всю свою карьеру, и вот же парадокс - на этот раз он не допустил практически ни одной ошибки. Каждый из творцов рано или поздно творит свой магнум опус, и я бы сказал, что Nightwish наконец-то доросли до своего. Не поймите меня неправильно, никто не отрицает величие таких альбомов как "Wishmaster", "Once" или "Dark Passion Play", но на "Yesterwynde" Туомасу удалось соединить в одной работе все достоинства как своей основной группы, так и всех сторонних проектов. Но, что самое главное, он наконец решился на шаг вперёд - не просто даже шаг, а настоящий прыжок в неизвестность. Только смелым покоряются моря, воистину.
Скажу сразу, не буду погружаться в концепцию альбома, ибо это тема для отдельной и более обстоятельной статьи. Уверен, что поклонники Nightwish смогут провести более полноценный анализ и смогут объяснить каждый пробел и апостроф в лирики Холопайнена. Мне же остаётся восхищаться полёту фантазии музыкантов, и их умением облачать поэзию в музыку. Например, на "The Children Of ’Ata" рассказывается о молодых потерпевших кораблекрушение, которые смогли прожить на необитаемом острове на протяжении пятнадцати лет, при этом сохраняя хорошие отношения и сосуществуя в любви и взаимопомощи. Соответственно, музыкальная составляющая песни напоминает звуки океана - ритмичного и размеренного прибоя, разъяренного шторма, умиротворённого и зачастую губительного штиля - и всё это Nightwish умудряются передать при помощи музыки, ритмики, гармоний, аранжировок.
Ещё один пример - драматичная и восторженная "Perfume Of The Timeless", являющаяся гимном всему мирозданию и течению времени как таковому. Простая гитарная риффовка сочетается с гигантоподобными и триумфальными симфоническими аранжировками, и таким образом музыканты создают космическую и всеохватывающую атмосферу, от которой в душе сразу же рождается томление - то самое, что возникало у морских первооткрывателей, когда они видели землю после долгих месяцев морского путешествия, то самое, что испытывают писатели-фантасты, когда поднимают взгляд на усеянное таинственными звёздами ночное небо, то самое, что читается в глазах матери, когда она впервые видит своё новорожденное чадо. Я просто удивляюсь, что некоторые современные люди верят в какую-то потустороннюю магию и сверхъестественных божков, в то время как настоящее волшебство заключено в музыке, в поэзии, в переборе гитарных струн - в каждой нашем действии и каждом нашем вдохе. Магия вокруг нас, но мы почему-то не хотят её видеть, вместо этого обкладывая себя химерами и сенполиями.
В плане жанра на "Yesterwynde" всё достаточно предсказуемо - это Nightwish со всеми отсюда вытекающими. Развитие группы в данном случае происходит не экстенсивно, а интенсивно - то есть группа не занимает новые жанровые ниши, но растёт в рамках своих собственных. Европейский пауэр-метал в основе, накидка из симфонических аранжировок поверх, элементы фолка, прогрессива, эмбиента то тут, то там - эта формула до сих пор работает и, как выяснилось, работает более чем успешно. Скоростные ритмы, экспрессивная мелодика, простые, но задорные и необъятные гитарные риффы, летящий над всем этим великолепием сильнейший женский вокал, - и вся эта восхитительность нынче вознеслась на самый что ни на есть высочайший уровень.
К наиболее ярким моментам альбома можно отнести как уже упомянутую "Perfume Of The Timeless", так и насыщенную "An Ocean Of Strange Islands", где Флор демонстрирует все возможности своего вокала, а атмосфера достигает такого накала, что невольно кажется, что вы присутствуете при сотворении нового мира, ни в чём не уступающему по красоте нашему. "Something Whispered Follow Me" ещё более театральна, но если на паре прошлых альбомов эта качество Nightwish казалось напыщенным и претенциозным, то здесь она кажется более чем обоснованной. "Sway" выступает в качестве обязательной баллады - с большим количеством фолка и явными отсылками к первому альбому группы. По всем параметрам этот трек должен был пройти мимо меня, но нет - он смог захватить мой разум, причём как своей первобытной атмосферой, так и на удивление утончённой мелодией.
__________________________________________________________________________________________ Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:
ЗАВЕРШЁННЫЙ черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.
_________________________________________________________________________________________