С момента крещения Руси в 988 году поначалу неспешно, год за годом, росло в русских землях господство православной веры. С годами, верховная власть признала своим основанием религиозное начало, где Православие – стало символом русской национальности, или, даже – идентичностью, где семейный союз и воспитание детей было закреплено религиозными принципами, а не основами гражданского законодательства.
Преступления против православной веры, публичные богохульства, а также религиозные посягательства строго карались. Особенно строго карался прозелитизм – совращение православного в инославие, иноверие, а особенно в секту (религиозный фанатизм, сопряженный с членовредительством или людским жертвоприношением). Виновные подлежали высылке в Сибирь.
Внутренний раскол, гущи народных волнений, мода на Запад и в особенности разношерстность политических движений пошатнули основы православного Престола. В обстановке острого внутриполитического кризиса правительство Николая II даёт слабину, и публикует Манифест «Об укреплении основ веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
Статистика отпадения от православия в Невельском уезде ранее нигде не публиковалась. И это не смотря на то, что в нашей местности, по данным Витебского статистического комитета, количество лиц других конфессий плюс раскольники составляли порядка 15% от общего числа жителей уезда. Количество иноверцев в городе, зачастую превышало 50%, колеблясь, время от времени, то в большую, то в меньшую сторону (38-62%).
Случаи перехода в православную веру, на протяжении всей истории Невеля встречались довольно часто, некоторые подробно описаны, какие-то воспринимались крайне болезненно, вплоть до выбитых стёкол в домах священников и угроз расправы. Всё это заслуживает подробного и долгого разговора, но сейчас не об этом.
Известные случаи вероотступничества невельчан (борьба с унией особый разговор), в основном связаны с переездом в другую местность, как правило, в столичные города, где сектантская зараза имела широкое распространение, в частности, после упомянутого мной выше Манифеста Государя Императора. Что происходило с этими людьми, и как себя вела Православная Церковь, рассказываю ниже, на конкретных исторических примерах.
В начале июня 1914 года СПб Громовская община старообрядцев уведомила управление МВД СПб Градоначальника о перечислении из православия Агафьи Яковлевны В., о которой в мае того же года было сообщено в СПб Духовную Консисторию. Канцелярия Градоначальника запросила Д. Консисторию о принятом ею решении.
Оказывается, Агафья Яковлевна перешла в старообрядчество, ради брака со старообрядцем Тихоном Р. и переезда на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. На увещевание священника православной церкви остаться в своей вере, ответила отказом. После чего, согласно Предписания Духовной Консистории, её имя было вычеркнуто из метрик рождения и крещения церкви преподобного Онуфрия Кошелёвской волости Невельского уезда, о чём были извещены её родители. Осенью того же года, испытывая душевный гнёт и не находя себе покоя, Агафья обратилась в СПб Духовную Консисторию с обратной просьбой, о возврате в православную веру. Консистория не отвергла просьбу и предписала приходскому священнику, по месту её жительства в СПб, тщательно удостовериться в искренности раскаяния просительницы и полного её осознания своего заблуждения «со испытанием, истинное ли показует покаяние и имеет ли плоды, свидетельствующие тщание о спасении» (Св. Василий Великий, прав.5), с наложением на неё епитимии, согласно церковным канонам (1-й Вселенский Собор прав.12, Святого Василия прав. 73 и 74, и Григория Нисского прав.2).
Указанные выше правила гласят, что приходя на службу в храм, бывшая вероотступница, в течении 3-х лет не имела право заходить в церковь далее притвора. После трёх лет послушания, следуют 10 лет припадания, т.е. вхождение в церковь для молитв, но без причащения. Удостоиться причастия святынь такие люди могли только перед смертью, да и то, не факт (мнимое раскание). Однако для падших было и исключение из правил, в случае исповедования вышеописанных грехов, ревностном исправлении, чистосердечного раскаяния, срок епитимии мог быть сокращён епископом.
Следующий пример являет нам дух сектантства, ярой непримиримости и полного бесплодия увещеваний:
В феврале 1910 года, СПб Община Евангельских Христиан Баптистов уведомила о перечислении из православия крестьянской вдовы Татьяны Андреевны Т., которая в младенческом возрасте была отдана в Воспитательный Дом. Сама она, якобы, является уроженкой д. Бесово Зябкинской волости Невельского уезда, однако ни родителей, ни своих родственников не знает. Из воспитательного дома она была взята православными в Ямбургский уезд, где и выросла. По вступлении в замужество она 23 года жила в услужении у пашковца Михайлова, так как её муж получал небольшое жалование. Из этих 23 лет, 12 лет она жила в доме у Михайлова, в пос. Лесном. Как описывал приходской священник Князь-Владимирской церкви протоиерей Михаил Осьминский, которому было поручено сделать Татьяне внушение: «…эта женщина довольно слабо знает библию, хотя и грамотна, и в беседе со мной постоянно обращалась к Михайлову за помощью в приискании ответа. Но, не смотря на это, ревность ея по новой вере (думается в угоду хозяину) велика. Обладая пылким характером и крикливым голосом, она яростно нападает на православное духовенство, на его леность к просвещению прихожан, жадность к деньгам, человекородничество и пр. Это волки, по ея словам, пожирающие своих овец. С особенной ненавистью она поносит о. Иоанна Кронштадтского. Клевета, ложь самая невозможная, не сходит с ея уст, вести беседу о каком-либо предмете с ею невозможно. Она не дослушав речи противника, начинает свои поношения православных, обвиняя их в идолопоклонничестве, крещении детей и особенно в пьянстве, сквернословии, в разврате, воровстве, грабежах и убийствах. И удивляется над православными за служение молебнов, панихид и вообще богослужения и даже над причащением. Они не признают возможность пресуществления…Оставаться в православии Т. отказалась. «Мы спасены», - выкрикивала она, - «а вы погибли». 8 лет Т. не была в православной церкви. У ея трое детей, из них старший заканчивает ныне курс в Новосивцевской церковноприходской школе»…
Следующий пример – семейное насилие.
Солдатская дочь Мария С. будучи православного вероисповедания в 1883 году вышла замуж за невельского мещанина Афанасия С., принадлежащего к секте беспоповцев, причём венчались супруги в СПб, в единоверческой старообрядческой церкви, на Захарьевском переулке. Их первый ребёнок умер. Последующего сына Никиту и десятимесячную дочку Афанасий тут же окрестил в сектантство, после чего стал побоями принуждать супругу покинуть православную веру и присоединиться к беспоповцам. Дабы устоять в вере и спасти детей Мария обратилась за помощью в полицию, которая, в свою очередь, незамедлительно направила запрос в СПб Духовную Консисторию о принятии мер по существу.
Последующее расследование не заставило себя ждать. В церковь было направлено требование о брачном обыске и предоставлении копий документов, на основании которых совершалось венчание супругов, ведь никто из них не принадлежал к старообрядцам. У Афанасия С. были отобраны показания о принадлежности к расколу. В данном случае важно было установить, являлся ли он ранее православным, от рождения или же перешёл в секту по чьему-то увещанию, а также, уведомлял ли он будущую супругу о своей принадлежности к сектантству. И, почему раскольник – беспоповец, без необходимого уведомления Духовной Консистории окрестил детей в беспоповство. Ответы на все эти вопросы играли существенную роль в принятии меры наказания к Афанасию, который уверял, что не применял к жене какого-либо насилия. К сожалению, ответов Афанасия нет в архивных материалах, однако, в них имеется указание на проведение увещевания и вразумления Афанасия С. присоединить себя и своих детей к православной церкви, а это была ниточка к спасению виновного, за которую очень многие мнимые последователи Православия хватались, как за спасительную соломинку.
Вот, такие были времена, такие нравы. В настоящее время правила возврата вероотступников сильно смягчились, прежние нормы уже не применяются, срок покаяния зависит от тяжести свершенных прегрешений, но обычно является небольшим, максимум – до ближайшей Пасхи. Что касается помощи пострадавшим лицам (реабилитации жертв религиозного экстремизма, сект и оккультизма), то этим вопросом в наши дни занимается Душепопечительский Православный Центр во имя св.пр. Иоанна Кронштадтского.
Геннадий Синицкий, по материалам 1-й экспедиции 4 стола СПб Духовной Консистории (Ф. 19 ЦГИА СПб)