фильм, будто снятый сквозь туманную дымку, едва уловимая музыка, пение сверчков в ночи, история одной женщины. я увидела в этом фильме женское высказывание, срежиссированное, мне приятно отметить, мужчиной, Клинтом Иствудом, и сыгранное женщиной, удивительной Мерил Стрип. оно подано нежно, легко. в нём нет морализма, но столько чувственности и наблюдения, о котором спорят герои в своём последнем разговоре. по-моему, это очень актуально в наши дни – дать шаблонам утонуть вдали и просто наблюдать за проявлениями жизни, любви.
мы видим четыре дня из жизни молодой женщины, они наполнены самопознанием и её знакомством с иной собой. так всегда бывает, когда женщина оказывается в тиши, вдали от людских глаз и семейных дел. в объятьях вечернего ветра, в ванной, в спальне. она замедляется, вспоминает кто она и становится собой.
важная часть самопознания Франчески – это, конечно, её роман с Робертом. рядом с ним, свободным, наблюдающим, Франческа боязливо, аккуратно раскрывается. с каждым часом и днём она всё живее, это отражается в её платьях и распущенных волосах, расслабленных движениях, глазах. Мерил Стрип так талантливо это передаёт. вначале, когда пикап Роберта впервые подъезжает к её дому, у Франчески напуганный взгляд, как у оленёнка Бэмби. а в их последующие встречи её глаза злятся, плачут, смеются. так смотрит живая женщина, знающая себя и стоящая перед важным выбором.
взрослые дети Франчески, когда её не стало, читают записанную ею в трёх дневниках историю четырёх дней. сын и дочь эмоционально реагируют на описанное, но, делая перерывы, продолжают читать. странно и немного грустно наблюдать за тем, как взрослые дети понимают, что никогда не знали настоящую свою маму. или знали только как маму. в фильме героиня Мерил Стрип скажет, что жизнь женщины после замужества начинается, но в каком-то смысле она заканчивается.
стабильному, не страстному Ричарду, мужу Франчески, противопоставлен Роберт, он интересуется ею, её чувствами и разделяет их, будит в ней прошлые мечты и мысли. но своего рода «пробуждение» Франчески заслуга не только Роберта. но её самой. внутренняя жизнь героини глубже, чем дилемма муж-любовник, и не исчерпывается чувством к мужчине. хочу отметить, что эти четыре дня Франческа не проводит с одним лишь Робертом. она готовит себе и работает в огороде, читает, покупает платье, думает, ест пирог на своей кухне с соседкой, она живёт. Роберт помогает проявиться тому, что спало в душе Франчески, но всё это уже было в ней. как была в ней и любовь к семье, и уважение к мужу. и пока Роберт до последней минуты ждёт Франческу, она из последних сил держится, чтобы остаться.
в её душе давно жил внутренний конфликт, и он обостряется на фоне чувств к Роберту. судьба будто даёт Франческе шанс навсегда разрешить мучающий вопрос. и героиня, сильная, ныряет в пучину. несмотря на свою отрешённость, потерянность вначале, интуитивно женщина всё же понимает, чего хочет, и делает это. эти четыре дня она бесстрашно проживает по-своему. в её маленьком городке, где все друг друга знают и где человеку будто нет воздуха для поступков по сердцу, Франческа этот воздух находит. история Люси, которой объявили всеобщий бойкот, подчёркивает риски, на которые идёт героиня, и её свободу, не всегда физическую, но точно душевную. всё это узнают и поймут сын и дочь Франчески, когда дочитают до конца последний, написанный ею томик. и сделают нужные шаги, уже в своих жизнях. каждый - свои. по-своему правильные.
это драматичная история, но она красивая в своём реализме, и почему-то это меня утешает. Франческа для меня, пусть не первая счастливица, но и не жертва. она принимает важное решение в жизни, вероятно, ключевое, и в нём столько зрелости, верности своим ценностям, даже благодарности судьбе. она понимает взгляды Роберта, однако у неё есть свои. она решает сохранить мир и покой семьи, отношения с детьми, которых любит, и те четыре дня, которые сквозь годы сохранились в памяти такими же живыми и прекрасными, какими они и были.
p.s. пока я писала этот текст, много слушала «I see your face before me» в исполнении Джонни Хартмана, под неё танцуют герои. так спокойно и в унисон фильму она звучит.