Антонио Канова (1757-1822) - имя, которое навсегда вписано в историю западноевропейской скульптуры. Этот итальянский мастер, прозванный "Новым Фидием", стал одним из ярчайших представителей неоклассицизма, движения, стремившегося к возрождению идеалов античного искусства. Однако, несмотря на ясную приверженность классическим канонам, творчество Кановы отражало и дух романтизма, проявлявшийся в его стремлении к натурализму и глубокой эмоциональности.
Канова родился в семье каменотёса и с юных лет проявил необычайный талант к скульптуре. Его дед, владелец мраморного карьера, стал первым учителем юного Антонио, введя его в мир каменных мастерских и научив основам скульптурного искусства.
Уже в молодости Канова завоевал признание своей работой, и в 1781 году он переехал в Рим, где вскоре стал одним из ведущих скульпторов своего времени. В Риме он встретился с великими мастерами и художниками, включая Антона Рафаэля Менгса, чьи работы также были пропитаны духом неоклассицизма.
Творчество Кановы отличалось не только безупречной техникой и идеальными пропорциями, но и глубокой эмоциональностью. Его скульптуры, вдохновленные античными образцами, были проникнуты чувством красоты и гармонии, но в то же время они отражали и драматизм человеческих отношений.
Среди самых известных работ Кановы - "Амур и Психея", "Парис", "Персей с головой Медузы", "Наполеон в образе Марса" и "Три Грации". Его скульптуры украшали храмы, дворцы и сады по всей Европе, и они и сегодня поражают своей красотой и величием.
Канова также был известен своим мастерством в создании портретов. Он создал множество скульптурных изображений выдающихся личностей своего времени, включая Папу Пия VII и Наполеона Бонапарта.
В своем творчестве Канова сочетает в себе классические каноны и романтические тенденции "Анто́нио Кано́ва: Между античностью и романтизмом" . Он был одним из первых скульпторов, которые использовали в своих работах более натуралистичный стиль, стремясь передать не только физические особенности человеческого тела, но и его духовные качества.
Известия о творчестве Кановы дошли до России, где императрица Екатерина II попыталась призвать скульптора к своему двору: Канова, однако, вежливо отклонил почётное приглашение и в знак благодарности выполнил второй вариант «Амура и Психеи», ныне выставленный в санкт-петербургском Эрмитаже. В эти годы Канова был буквально завален заказами, настолько, что в 1796 году он признался Сельве: «Будь у меня несколько рук, все были бы заняты»
Антонио Канова умер в 1822 году, оставив после себя богатое наследие и неповторимый след в истории скульптуры. Его работы и сегодня являются символом красоты, гармонии и величия человеческого духа.
"Интернет википедия"