Найти тему
Журнал "Лучик"

Мир ловил – и поймал

Здравствуйте, друзья. Думал обойтись сегодня перепечаткой из "Лучика", да жизнь достала. Сидел сейчас смотрел "Несколько дней из жизни Обломова", для работы надо было, тот кусок, где Ольга должна петь Casta Diva. А Обломов перед тем разбил соусник. Вообще, этот фильм, он для меня... я его люблю. И вот Табаков объясняется с Богатырёвым, от стыда и обиды на его глазах проступают слёзы, и выходит такая юная, такая по-настоящему девчоночья Соловей, её лицо светится чистотой, она говорит "но вы ведь не хотите слушать, как я пою" и великолепный Табаков, лучший Обломов навсегда, зажав в кулаке обиду, честно отвечает "это он хочет", а Ольга, её глаза, её светящееся лицо (у женщин, в которых влюблены, всегда такие особые, невыразимые лица) спрашивает: "А вы?"... И... И в этот момент российская видеоплатформа включает рекламу. На сцене пляшут по-шутовски одетые люди, поют что-то про инвестиции.

Вы представляете себе моё состояние?

Нет, вскочить, пнуть кресло, перевернуть монитор не хотелось, не было сил. Хотелось расплакаться.

Там в финале, помните, сын Обломова (и он же Обломов в детстве) бежит, бежит в поля, к недостижимому горизонту с криком "маменька приехала". Помните? Я этот фильм и этот финал смотрел впервые, когда мне было лет четырнадцать или пятнадцать. Помню, что сидел на полу близко-близко перед экраном, а как туда переместился, не помню. Помню только, что ячейки кинескопа были где-то уже перед носом. И помню, что плакал.

Хотя что я мог тогда понимать – в пятнадцать лет? Не помню... Зато хорошо помню, что потом жил плохо, был человеком эгоистичным, избалованным и слабым. Натворил дел. Долго выгребал "к берегу". То, наверное, плакала моя душа – перед ней-то мой путь был как на ладони.

Потом, много лет спустя, сидел у постели маленького сына и думал: что ему предстоит? Безмятежно спящих детей всегда так жалко!.. Вот тебе и "маменька приехала". Тот киношный Илюша так её и не встретил.

Как-то мы здесь разбирали "игру лицом" артистки Светланы Светличной в одной сцене фильма "Семнадцать мгновений весны". Знаю, что для многих Светличная – это "невиноватая я, он сам пришёл" плюс сплетни из журнала "Семь дней", а для меня это не так, и я рад этому.

В сцене, перебитой рекламой банка, тоже очень интересно рассматривать лицо Елены Соловей. Можете не писать, что она вам не нравится, что она уехала в Америку – "так ей и надо", – значит, я говорю не с вами. И не с теми, кому "нравится". (А с кем тогда? Ну... наверное, с тем, кто слушает. Такое на него нашло сейчас настроение, как на меня тогда – замереть перед фильмом, хотя всего-то и надо было проверить там одну мелочь.)

Так вот. Давно знаю, что часто фильмы надо смотреть без звука, чтобы лучше понять. То есть сперва, конечно, со звуком, а потом, чтобы увидеть больше, – без звука. Всё-таки кино – жанр визуальный, изобразительный. А когда мы слушаем, значительную часть нашего внимания забирает слух, и многие зрительные образы и связанные с ними впечатления от нас ускользают.

Сегодня обнаружил, что просто смотреть без звука – мало, надо ещё делать стоп-кадры и потом рассматривать лицо артиста в статике.

Например, Елена Соловей. То есть не она – Ольга. Что я видел в сцене? Светящуюся девушку (фильтры, грим) с лучиками не положенных ей по экранному возрасту морщинок, которая добра (даже если она вышла в прихожую из любопытства или по обязанности хозяйки вечера, всё равно, подслушав часть разговора Обломова со Штольцем, прониклась к нему сочувствием) – добра, но уязвлена. И потому немного подтрунивает, кокетничает.

А на стоп-кадрах? Какое "уязвлена"! Это настоящая обида! Видите?

Сильная, до слёз, как только что у Обломова!

В сцене этого не было, не прописано в сценарии, а в героине, в Ольге – есть. Вот такие чудеса случаются на... каком году? На сороковом году просмотра.

-2

Просто она светская барышня – и быстро берёт себя в руки. Впрочем, при чём тут светская, по-моему, все женщины так умеют.

-3

Хотел ещё что-то написать, но ладно, главное написал уже, а не главное и подождать может. Спасибо за вашу помощь, друзья. Вы очень помогли – буквально выручили. Одна женщина (не здесь, в ВК) написала: "Я бедна как церковная мышь, но если не помогу "Лучику", пройду мимо, я себе потом не прощу". Мне так стыдно было!

И я пообщал себе – ещё раз пообещал, в сто первый китайский раз, что буду писать – постараюсь, чтобы чаще получалось, для неё и для вас, а не "для дела". То есть – по возможности честно. (Абсолютная честность смешна и некрасива.) Ещё раз благодарю вас и обнимаю мысленно.

Ваш Л.П.

-4

P.S. Забыл про название: это из Григория Сковороды: "Мир ловил меня, но не поймал", кажется так.