Здравствуйте, друзья. Думал обойтись сегодня перепечаткой из "Лучика", да жизнь достала. Сидел сейчас смотрел "Несколько дней из жизни Обломова", для работы надо было, тот кусок, где Ольга должна петь Casta Diva. А Обломов перед тем разбил соусник. Вообще, этот фильм, он для меня... я его люблю. И вот Табаков объясняется с Богатырёвым, от стыда и обиды на его глазах проступают слёзы, и выходит такая юная, такая по-настоящему девчоночья Соловей, её лицо светится чистотой, она говорит "но вы ведь не хотите слушать, как я пою" и великолепный Табаков, лучший Обломов навсегда, зажав в кулаке обиду, честно отвечает "это он хочет", а Ольга, её глаза, её светящееся лицо (у женщин, в которых влюблены, всегда такие особые, невыразимые лица) спрашивает: "А вы?"... И... И в этот момент российская видеоплатформа включает рекламу. На сцене пляшут по-шутовски одетые люди, поют что-то про инвестиции.
Вы представляете себе моё состояние?
Нет, вскочить, пнуть кресло, перевернуть монитор не хотелось, не было сил. Хотелось расплакаться.
Там в финале, помните, сын Обломова (и он же Обломов в детстве) бежит, бежит в поля, к недостижимому горизонту с криком "маменька приехала". Помните? Я этот фильм и этот финал смотрел впервые, когда мне было лет четырнадцать или пятнадцать. Помню, что сидел на полу близко-близко перед экраном, а как туда переместился, не помню. Помню только, что ячейки кинескопа были где-то уже перед носом. И помню, что плакал.
Хотя что я мог тогда понимать – в пятнадцать лет? Не помню... Зато хорошо помню, что потом жил плохо, был человеком эгоистичным, избалованным и слабым. Натворил дел. Долго выгребал "к берегу". То, наверное, плакала моя душа – перед ней-то мой путь был как на ладони.
Потом, много лет спустя, сидел у постели маленького сына и думал: что ему предстоит? Безмятежно спящих детей всегда так жалко!.. Вот тебе и "маменька приехала". Тот киношный Илюша так её и не встретил.
Как-то мы здесь разбирали "игру лицом" артистки Светланы Светличной в одной сцене фильма "Семнадцать мгновений весны". Знаю, что для многих Светличная – это "невиноватая я, он сам пришёл" плюс сплетни из журнала "Семь дней", а для меня это не так, и я рад этому.
В сцене, перебитой рекламой банка, тоже очень интересно рассматривать лицо Елены Соловей. Можете не писать, что она вам не нравится, что она уехала в Америку – "так ей и надо", – значит, я говорю не с вами. И не с теми, кому "нравится". (А с кем тогда? Ну... наверное, с тем, кто слушает. Такое на него нашло сейчас настроение, как на меня тогда – замереть перед фильмом, хотя всего-то и надо было проверить там одну мелочь.)
Так вот. Давно знаю, что часто фильмы надо смотреть без звука, чтобы лучше понять. То есть сперва, конечно, со звуком, а потом, чтобы увидеть больше, – без звука. Всё-таки кино – жанр визуальный, изобразительный. А когда мы слушаем, значительную часть нашего внимания забирает слух, и многие зрительные образы и связанные с ними впечатления от нас ускользают.
Сегодня обнаружил, что просто смотреть без звука – мало, надо ещё делать стоп-кадры и потом рассматривать лицо артиста в статике.
Например, Елена Соловей. То есть не она – Ольга. Что я видел в сцене? Светящуюся девушку (фильтры, грим) с лучиками не положенных ей по экранному возрасту морщинок, которая добра (даже если она вышла в прихожую из любопытства или по обязанности хозяйки вечера, всё равно, подслушав часть разговора Обломова со Штольцем, прониклась к нему сочувствием) – добра, но уязвлена. И потому немного подтрунивает, кокетничает.
А на стоп-кадрах? Какое "уязвлена"! Это настоящая обида! Видите?
Сильная, до слёз, как только что у Обломова!
В сцене этого не было, не прописано в сценарии, а в героине, в Ольге – есть. Вот такие чудеса случаются на... каком году? На сороковом году просмотра.
Просто она светская барышня – и быстро берёт себя в руки. Впрочем, при чём тут светская, по-моему, все женщины так умеют.
Хотел ещё что-то написать, но ладно, главное написал уже, а не главное и подождать может. Спасибо за вашу помощь, друзья. Вы очень помогли – буквально выручили. Одна женщина (не здесь, в ВК) написала: "Я бедна как церковная мышь, но если не помогу "Лучику", пройду мимо, я себе потом не прощу". Мне так стыдно было!
И я пообщал себе – ещё раз пообещал, в сто первый китайский раз, что буду писать – постараюсь, чтобы чаще получалось, для неё и для вас, а не "для дела". То есть – по возможности честно. (Абсолютная честность смешна и некрасива.) Ещё раз благодарю вас и обнимаю мысленно.
Ваш Л.П.
P.S. Забыл про название: это из Григория Сковороды: "Мир ловил меня, но не поймал", кажется так.