По итогам 9 форума китайско-африканского сотрудничества, прошедшего в Пекине 4–6 сентября, власти КНР объявили о выделении новых кредитных средств для финансирования проектов в странах Африки.
Между сторонами были подписаны договоренности, в рамках которых КНР выделит кредиты на сумму 360 млрд юаней ($50,5 млрд) для совместных проектов в странах Африки. В итоговом заявлении форума отмечается, что из этой суммы 210 млрд юаней будет выделено в рамках предоставления различных кредитных линий, 80 млрд юаней в виде "различных видов помощи", 70 млрд юаней – в виде инвестиций китайских компаний.
Тем самым, Китай возобновляет процесс выделения крупного финансирования на африканском континенте после заметного сокращения кредитования в последние несколько лет. Саммит с участием лидеров более 50 африканских государств в целом стал наиболее масштабным в контексте сотрудничества Китая и Африки с момента глобальной пандемии COVID-19.
Новые заемные средства со стороны китайских банков в объеме $1 млрд будут выделены для модернизации Танзамской железной дороги, соединяющей Замбию и порт Дар-эс-Салам в Танзании. Данный проект самой длинной ж/д ветки в Африке к югу от Сахары изначально был реализован в 1970–1975 годах при помощи Китая.
Большая часть средств будет направлена на менее крупные проекты, в частности, кредитное финансирование Китая используют для строительства сельских дорог в Кении, на эти цели выделят 2 млрд юаней ($280 млн).
Часть нового финансирования Китая, обозначенной в виде "различных видов помощи", возможно, будет входить в озвученные по итогам саммита заявления КНР о снятии тарифов на поставки товаров из 33 стран Африки. В Пекине также заявили о планах по увеличению импорта сельскохозяйственной продукции из стран африканского континента.
На форуме в Пекине в целом была достигнута договоренность о финансировании 30 инфраструктурных проектов, а также реализации 30 проектов по возобновляемой энергии.
Помимо этого, было заявлено о планируемой реализации 1 тысячи проектов в странах Африки в рамках инфраструктурной инициативы "Один пояс, один путь". По заявлению китайских властей, это будут "небольшие и красивые" проекты.
Речь идет о постепенном, и, возможно, временном изменении прежнего курса Китая по выделению кредитов в основном на крупные инфраструктурные проекты в Африке. Более активное кредитование со стороны Китая также будет направлено на малый и средний бизнес в странах Африки.
Желание контролировать кредитные риски в данном случае является обоюдным. Отдельные африканские страны уже накопили существенный объем долговой нагрузки в виде кредитов из Китая. При этом, с учетом ранее выданных кредитов китайские банки в настоящее время также более чувствительны к дальнейшему увеличению финансирования для Африки.
Китай за последние годы остается крупнейшим торговым партнером стран Африки. В абсолютных значениях доля торговли с Китаем для Африки за последние 4 года выросла с 7,8% до 9,9% от общего объема ВВП африканских стран.
В 2023 году товарооборот КНР с государствами Африки превысил $282 млрд. Эти цифры несопоставимы с объемами торговли КНР с США и ЕС. Но охлаждение отношений с западными странами в долгосрочной перспективе существенно повышает значимость африканского рынка и стран Глобального Юга для Китая – как в экономическом плане, так и в контексте мировой политики.
Западные эксперты расценили заявления КНР о выделении новых кредитов странам Африки и в целом проведение очередного крупного китайско-африканского форума как "продолжение борьбы Китая с миропорядком во главе с США".
Россия за последние годы также активизировала свои усилия в данном направлении. В работе форума 27–28 июля в Санкт-Петербурге приняли участие 46 африканских стран. Страны БРИКС также активно поддерживают развитие отношений, укрепление сотрудничества, предоставления доступа к технологиям и в целом усиления роли Глобального Юга на мировой арене.