Библию по праву можно считать одной из самых важных книг в истории, если рассматривать её с точки зрения влияния на культуру человечества на протяжении всего времени. С икон начиналась живопись на Руси, с житий начиналась литература - корни всей современной культуры уходят к этой великой книге. И чаще всего священная книга всех христиан находит своё отражение в культуре в виде библейских мотивов.
Библейские мотивы в произведениях - это цитирования Библии, различного рода отсылки к ней и к произведениям внутри неë (как идеологические, так и композиционные или другого рода), повтор сюжетов, моральных принципов. Но зачем авторы добавляют эти мотивы в свои произведения? Какие идеи они несут для читателя? Ответим на эти вопросы, рассмотрев произведение одного из самых религиозных писателей русской литературы - Фёдора Михайловича Достоевского.
Библейские мотивы пронизывают творчество Достоевского с первого и до последнего произведения. «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим. Это книга человечества» - говорил писатель, и эта идея в той или иной степени прослеживается во всех его романах. Для того чтобы понять, как и зачем использовал библейские мотивы Фёдор Михайлович, обратимся к произведению писателя из школьной программы - к роману «Преступление и наказание».
Это произведение само по себе является размышлением о человеке и Боге, о том, зачем вера нужна человеку и какую роль играет в его жизни. Это роман о грехопадении и духовном воскрешении после него, так что сама идея романа уже отсылает нас к библейским мотивам.
Эти мотивы начинают прослеживаться ещё с имени главного героя: если перевернуть первые буквы имени, фамилии и отчества Раскольникова, то получится нечто напоминающее три шестерки - число дьявола. Автор с самого начала показывает, что герой идет на убийство, потакая тёмным силам. Также мы можем заметить,как незаметно автор раскрывает для читателя тему бесовства благодаря пейзажам, которые Достоевский изображает в начале романа. Автор рисует картину жаркого, знойного дня в Санкт-Петербурге, скорее всего, отсылая нас к полуденному бесу, под влиянием которого люди перестают контролировать себя и идут на совершение греха. Это происходит и с Раскольниковым, который также совершает смертный грех, убивая старуху-процентщицу.
Не менее важным для понимания значения Библейских мотивов в романе является и образ Сони Мармеладовой. Ведь автор вынуждает ее, как и Родиона Романовича, идти на грех с самого начала произведения. Но между грехами героев есть значительная разница: Раскольников идет на это ради собственной выгоды, а Соня ради помощи своим близким, сохраняя в себе чистоту своей души и веры в Бога. Именно поэтому она становится тем человеком, который приводит Раскольникова к вере, тем самым освобождая его от душевного наказания за тот грех, который он совершил, воскрешает его духовно.
Также очень важную роль в раскрытии идеи романа играет «Притча о воскресении Лазаря», которую Соня Мармеладова читает главному герою. Эта притча является отражением всего сюсюжета романа. Раскольников, как и Лазарь, сталкивается со смертью. Только если герой притчи сталкивается со смертью физической, то главный герой романа Достоевского со смертью духовной. Эту параллель между героями через детали описания проводит сам автор: так, например, Лазарь был похоронен в пещере за камнем, и все украденные вещи, олицетворяющие духовную смерть Раскольникова, были спрятаны за камнем. Соня в романе же олицетворяет Христа, ведь, как Иисус Христос воскрешает Лазаря, в чьё спасенин никто не верил, так и Соня воскрешает духовно Раскольникова, которого, казалось, уже ничто не сможет спасти от вечных духовных страданий из-за совершенного греха.
В завершении хочу сказать, что библейские мотивы Фёдор Михайлович использовал в своих произведениях, чтобы через них говорить на философские темы, рассуждать через них о смысле жизни человека и о месте религии в жизни человека. Достоевский утверждает, что только придя к вере человек обретает истинное счастье, и никакой грех не даст человеку то, что даёт ему вера в Бога.