158 сбитых БПЛА всего за одну ночь – это новое достижение отечественных систем ПВО и РЭБ. Но, увы, не повод для радости. В НАТО быстро осознали и просчитали, что комбинированные атаки при помощи разного рода мелких летающих гадостей обходятся куда дешевле налетов военной авиации. И сейчас у нас на глазах разворачивается событие эпических масштабов, которое предопределит ход боевых действий в будущем.
Кто кого когда увидит
Два фактора определяют если не все, то очень многое. Во-первых, западные специалисты активно используют «дендрофекальный метод», сознательно клепают свои беспилотники практически из мусора, чтобы не жалко было. Но тут важна не экономия, а низкая заметность для радаров. Потому что военные специалисты прошлых лет готовились сражаться против передовых самолетов, и РЛС заточены под обнаружение малозаметных, но все же габаритных металлических аппаратов. А «увидеть» в небесах кусок хлама, скрепленного изолентой, им едва ли под силу.
Во-вторых, за работой тех самых РЛС идет активное слежение, практически охота. Поэтому, и это давно не секрет, немалая часть российских станций мобильна и постоянно перемещается. Так удается охватить большее пространство для перехвата целей и самим уйти из-под обнаружения. Потому что в НАТО не лопухи, и активно используют ложные объекты, чтобы вынуждать РЛС реагировать на них, раскрывать себя. Это крайне сложная игра с множеством неизвестных факторов.
Вот и получается на выходе, что противник не столько атакует нашу территорию, сколько изучает возможности систем защиты. Чтобы найти в них бреши, и вот тогда уже ударить всей мощью. Иногда ему это удается, но в целом российская ПВО держит рубежи. Однако в этом и минус – такое отчаянное и умелое сопротивление лишь побуждает врага на все большие и наглые эксперименты и провокации.
На РЭБ надежды все меньше
Надо отдать должное англосаксам, они не признают свои ошибки, но делают верные выводы. В частности, на Западе быстро осознали, что ничего не могут противопоставить российским средствам РЭБ, ибо тотально отстали в технологическом отношении. Поэтому они пошли иным путем – беспилотники начали получать автономные системы управления. Это дорого, но достаточно эффективно, потому что каждый аппарат превращает в камикадзе, который нельзя сбить с пути или заглушить.
Проблема в том, что ситуация на местности всегда изменчива. И там, где оператор-человек худо-бедно сориентируется, примитивный электронный мозг легко попадает в ловушку. Налетит на случайный столб или забор и все, кранты. С другой стороны, заряд взрывчатки на борту никуда не денется, и может детонировать. Получается сложная ситуация, когда средства РЭБ не способны надежно увести угрозу от цели, и любая атака завершается непредсказуемыми взрывами где-то на территории охраняемого объекта.
Беда приходит на рассвете
Электрические источники энергии для войны пригодны плохо – слишком мал их ресурс работы. Для атак на передовой вполне хватает, но если нужно забросить опасный груз в тыл противника, лучше старый добрый ДВС и беспилотник самолетного типа. Беда в том, что такой двигатель излучает достаточно много тепла, чтобы тепловизоры на вертолете гарантировано его засекли. Недаром же Ми-28 получил прозвище «Ночной охотник». У него на борту есть замечательная 30-мм автоматическая пушка, которая легко и дешево разрывает на куски любой БПЛА. Это наш ответ западным проискам.
Специальная эскадрилья пилотов-вертолетчиков, «натасканных» на борьбу с беспилотниками, была сформирована в ВКС РФ еще в прошлом году. И она попортила немало нервов натовским офицерам, которые привыкли планировать налеты по ночам. Теперь же, насколько понятно из оперативной информации, вражеские БПЛА стали прилетать на рассвете. Когда лучи восходящего солнца мешают работе тепловизоров. Насколько эффективным окажется этот метод – покажет время.
Учиться у врага не зазорно
«Тачанки» вновь в моде, пусть и в новом исполнении. Сперва они появились у боевиков, в силу их ограничений в противовоздушном вооружении, но теперь взяты на вооружение и в ВС РФ. Все просто – сбивать мелку летающую пакость проще и дешевле очередью из пулемета, чем ракетами. Осталось только приделать к пулемету тепловизор и артиллерийский радар, плюс поставить его на колеса. И не забыть про средство связи, чтобы опергруппа принимала сигналы РЛС и выдвигалась по вектору угрозы, а не просто патрулировала местность.
Понятно, что происходящее не от хорошей жизни. Государство ограниченно производит ЗРПК «Панцирь», и уж тем более наиболее передовые его модификации. Прикрыть ими можно только стратегические объекты, а вот частному бизнесу приходится заботиться о себе самостоятельно. Это уязвимость, в которую и нацелились геополитические враги России. И на Западе внимательно изучают то, как наша страна противостоит данной угрозе, потому что завтра то же самое может начаться в любой точке мира. Идет жестокая бескомпромиссная война. Пока что мы выигрываем, но не без потерь.