Сталкиваюсь в своей практике с таким явлением — свой внешний образ человек не соединяет в целое, то есть в зеркало он видит себя, но его внимание сосредоточено только на каком то фрагменте тела. «Я не вижу себя целиком», «я не знаю, как я выгляжу в целом» - вот те фразы, которые я периодически слышу. В метафоре для меня это выглядит, как лоскутная кукла. Много разных фрагментов, которые между собой не складываются в единый образ.
Фрагментированное восприятие образа тела — это психологическое явление, при котором человек не способен воспринимать свое тело как единое целое. Это состояние зачастую связано с различными психическими и эмоциональными расстройствами, особенно с расстройствами пищевого поведения и является одной из форм дисморфии.
Дисморфия — это расстройство восприятия образа тела, когда тело или какая-то его часть воспринимается несовершенным.
Николь Шнаккенбергер — британский психотерапевт и автор книги «Мнимые тела, подлинные сущности», освещает данное расстройство с точки зрения теории Мелани Кляйн о делении на хороший и плохой объект. Мелани говорит о том, что у ребенка пока еще нет способности разделять «хорошее» и «плохое», это для него представляет одно и то же, они для него сплавлены воедино. Поэтому, чтобы понять свои ощущения и этот мир, младенцы должны разделить свои ощущения на «хорошие» и «плохие» объекты. И для того, чтобы просто выжить, они должны быть связаны с «хорошим объектом» и оттолкнуть все негативное, что представляют собой «плохие объекты». Это расщепление на хорошее и плохое. Хорошее и плохое ребенок не может вмещать в себя одновременно. Иногда мать может быть хорошей, а иногда – плохой. Если сепарация проходит хорошо, у ребенка не возникает потребности в расщеплении, он знает, что все хорошо и при отделении от матери может опираться на себя. В случае с внешним образом, какая-то часть тела, которая воспринимается как дефект, становится плохим объектом, а желаемый образ этой части тела становится хорошим объектом. Здесь мы имеем дело с первичным расщеплением. Также Николь Шнаккенбергер ссылается на Александру Лемма, которая говорит о том, что не получив опыта безопасной привязанности, ребенок не получил опыт отзеркаливания. Если мать не способна отзеркаливать эмоциональное состояние ребенка, не работает как зеркало, тогда ребенок ищет это зеркало у других, чтобы получить этот эмоциональный опыт отзеркаливания. Отсюда мы получаем особое отношение к зеркалу у людей с данным расстройством, они могут много времени вглядываться в зеркало, чтобы увидеть себя целостного. Это ведет к бесконечному циклу, человек вглядывается в зеркало, остается не удовлетворенным своим образом. Это происходит бесконечное количество раз.
Стратегия работы с людьми с таким расстройством:
- Опыт безопасной привязанности (условно говоря, психотерапевт должен стать достаточно хорошим родителем). Непростая задача, требующая много терпения, поддержки. В этой части работы мы поддерживаем ощущения, затем начинаем работать с эмоциями, связывая с ними ощущения. Эта работает дает возможность ощущениям возникать и исчезать, а не застревать в какой-то части тела.
- Работа с телом (в большинстве случаев для людей с расстройством образа тела именно телесные техники вызывают наибольшее сопротивление), я предпочитаю начинать эту работу через проективные методики (метафорические карты, рисунок образа тела, данная работа наиболее экологичное начало к телесности).
- Работа с зеркалом (даю домашнее задание разглядывать себя, в начале через фрагмент, затем постепенно пытаться разглядеть себя целиком).
Коллеги, есть ли среди вас те, кто работает с данным запросом? Какие методы работы у вас?
Автор: Елена Букреева
Психолог, Гештальт-теоапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru