Культура Советского Союза в 1920-х годах была отмечена различными юбилеями, в том числе юбилейным концертом Первого симфонического ансамбля без дирижёра в 1926 году.
Концерт
Этот юбилейный концерт возбуждал интерес у советской публики своей высокой художественной квалификацией, поскольку в программе были: Григ и Бетховен. Нужно отметить, что именно этими двумя композиторами - носителями в музыке светлого начала жизни, закончился год Первого симфонического ансамбля без дирижёра. Участием первоклассных солистов А. В. Неждановой и В. И. Качаловым руководство Первого симфонического ансамбль без дирижёра подчеркивал что рядом с твердой слаженностью внутри коллектива, также существует взаимодействие ансамбля с лучшими артистическими силами Советского Союза.
Насколько оправдалась целевая установка концерта, трудно сказать, но что она заслуживала самого широкого внимания советской общественности к Первому симфоническому ансамблю без дирижёра - это совершенно верно. Поскольку дело касалось образования мощного оркестрового фонда, вне которого не могла продолжаться плановая работа коллектива с расчетом на советского массового слушателя. Несмотря на целый ряд условии благоприятствовавших в этом сезоне работе Первого симфонического ансамбля без дирижёра а именно правительственная субсидия прошлого года в сумме десяти тысяч рублей и переполненные зрителями залы), 1926 год заканчивался дефицитом.
Ансамбль
Правда, этот дефицит выражался в маленькой сумме, но все же характерно, что даже при наличии в работе ансамбля полного художественного и финансового успеха, которых никто оспаривать не может, а также при весьма низкой оплате труда участников коллектива - шестидесяти рублей в месяц, оказалось невозможным избежать дефицита. Отсюда последовал вывод: нужен оркестровый фонд.
Данный фонд свою очередь, должен был состоять из субсидии (понятно, что в обстановке режима экономии сделать это было нелегко), и главное путем широкой общественной поддержки. Было необходимо крепкое объединение слушателей Первого симфонического ансамбля без дирижёра на принципах кооперирования, как это, например, было проделано в практике "Берлинской народной сцены".
Рост оркестрового фонда должен был иметь два существенных последствия. Одно из них - повышение оплаты труда участников коллектива, в конечном счете до таких пределов, чтобы оркестр мог стать ансамблем без дирижёра в полном художественном и материальном значение этого слова. Другим следствием должна была стать возможность снижения цен на местах в процессе дальнейшего обслуживания Первого симфонического ансамбля без дирижёра своего постоянного слушателя.
Советский слушатель был заинтересован в равной мере и в том и в другом: повышение оплаты труда сотрудников ансамбля - будет способствовать его дальнейшему художественному росту, а снижение цен даст доступ на концерты ансамбля новой публике. Усиление оркестрового фонда должно было разрешить и другую назревшую задачу - организацию концертов Первого симфонического ансамбля без дирижёра в рабочих районах.