А. Ю. Павлов, И. А. Фасхутдинов, А. Ю. Лошаков – ООО «Современные технологии газовых турбин»
Удаленный мониторинговый центр ООО «СТГТ» позволяет не только совершенствовать подготовку технического обслуживания энергетических установок, но и обнаруживать неполадки в их работе до возникновения критических ситуаций, заблаговременно давать заказчикам рекомендации по возникающим дефектам, а также экономить значительные ресурсы, связанные с ремонтом и заменой оборудования. Благодаря компетенциям департамента сервиса ООО «СТГТ» и собранной базе данных о работе энергоустановок, специалистам УМЦ удается предотвращать потенциальные аварийные ситуации, эффективно идентифицировать и устранять неисправности в работе энергоустановок, что в свою очередь обеспечивает непрерывность работы энергообъектов, с минимальными задержками.
Удаленный мониторинговый центр (УМЦ) компании «СТГТ», созданный в 2016 году, обладает всеми необходимыми компетенциями по мониторингу, диагностике и инженерному анализу первопричин отклонения параметров работы основного оборудования энергоблока от расчетных значений. Силами специалистов УМЦ контролируются ключевые показатели эффективности работы электростанции в режиме 24/7 (рис. 1). Это позволяет формулировать своевременные рекомендации для обеспечения надежности и оптимальной работы оборудования заказчика.
За время работы УМЦ специалисты компании проанализировали поведение многих турбин Е- и F-класса, работающих в Российской Федерации и Республике Беларусь. Была получена полная картина особенностей эксплуатации турбинного и вспомогательного оборудования, что позволило предотвратить несколько потенциально аварийных ситуаций на конкретных объектах, своевременно спрогнозировать приобретение запасных частей и разработать методологию проведения соответствующих ремонтных работ в ближайший запланированный останов.
Систему удаленного мониторинга и диагностики (СУМиД) можно разбить на четыре функциональных блока (рис. 2):
- система сбора и конвертации данных;
- система передачи и хранения данных;
- система предиктивной аналитики (СПА);
- система ручной диагностики данных.
Учитывая, что часть обозначенных выше систем до 2022 года предоставлялась иностранными поставщиками, в УМЦ заблаговременно было принято решение об импортозамещении СУМиД с учетом минимальных затрат как для компании «СТГТ», так и для конечного заказчика.
Первым этапом на пути импортозамещения СУМиД стала разработка собственного программного обеспечения для ручного анализа данных. Это позволило УМЦ продолжать выполнять все свои договорные обязательства перед заказчиками в полном объеме после отключения от систем иностранных поставщиков. При этом ручная обработка данных основывается на анализе архивных данных формата MES, получаемых от объектов электрогенерации с системы сбора и конвертации файлов иностранного производства.
В свою очередь, с целью замещения такой системы российским аналогом специалисты компании в 2023 году завершили работы по созданию локальной системы сбора и конвертации файлов. Основной целью разработки такой универсальной системы было формирование архивных данных с системы управления энергоблоком (независимо от поставщика) в необходимый для мониторинга формат, с дополнительной реализацией нескольких отдельных подсистем: сбор данных по протоколам OPС UA/DA, предварительная
обработка, хранение и отображение данных, справочная и конфигурационная информация.
Разработанная система позволяет передавать мгновенные значения собираемых сигналов с меткой времени в УМЦ ООО «СТГТ» и дублировать буферизацию собранных данных, выполнять маппинг и отображать собранные данные в виде графиков y(t) с возможностью выбора перечня сигналов
и диапазона контрольного периода времени, а также формировать и вести журнал событий агрегата по пересечению параметров ранее заданных порогов.
В дополнение к удаленному мониторингу, специалисты компании на основе своих экспертных знаний обеспечивают поддержку заказчиков по вопросам эксплуатации, пусконаладки, настройки режимов горения в удаленном формате (рис. 3). При этом соблюдаются все требования по информационной безопасности объектов критической инфраструктуры, поскольку отсутствует прямое подключение к системе управления энергоблоком. Происходит только дублирование видеосигнала с системы управления на отдельный ноутбук заказчика на объекте, а затем его последующая трансляция в офис «СТГТ» в режиме видеоконференции. Используя дублированное изображение, специалисты по пусконаладке и мониторингу удаленно консультируют заказчика по возникшим вопросам эксплуатации.
Еще одним решением, которое «СТГТ» предлагает своим заказчикам в области удаленных цифровых сервисов, является удаленная экспертная поддержка персонала заказчика в вопросах обслуживания установленного оборудования, а также полевого сервиса. Двусторонняя связь осуществляется с использованием персональных «умных» цифровых устройств через безопасное интернет-соединение посредством аудио- и видеоконференции в режиме реального времени. В результате персонал заказчика может получать необходимую информацию по техническому обслуживанию и ремонту эксплуатируемого оборудования, что называется, «из первых уст». При этом ежедневно даются рекомендации по предупредительным и корректирующим мероприятиям на включенном оборудовании, ведется консультирование персонала заказчика по общим вопросам эксплуатации и технического обслуживания.
Таким образом, ООО «СТГТ» продолжает реализацию своей стратегической задачи не только в части полного освоения производства основного оборудования энергоблока и обеспечения его обслуживания, но и развития собственных цифровых сервисов. При этом основная цель проектов цифровизации – обеспечивать эксплуатационную готовность станции, повышать продуктивность и надежность оборудования с обязательным условием безопасности и защищенности критически важной инфраструктуры заказчика.