Найти тему
🍓МАЛИНКА🍓

Психология бедности: как мы транслируем миру, что готовы довольствоваться малым

Помните, как говорила вам бабушка: «Не транжирь, складывай копеечка к копеечке – деньги целее будут»? Или как мама учила выбирать на рынке и в магазине продукты подешевле? Наверняка, Вам с детства знакомы выражения: «Это слишком дорого», «Это не для нас», «Мы не можем себе этого позволить». Именно такими установками из детства исподволь формируется психология бедности. Человека с детства ставят в условия финансовых ограничений и учат их принимать как естественный (а иногда – единственно возможный) жизненный сценарий. И он принимает этот тип ограничительного мышления и поведения. А дальше, во взрослом возрасте, транслирует его вовне. И расстраивается, и удивляется, что при всех своих стараниях никак не может выкарабкаться из бедности. Вроде, работает, как папа Карло, на двух работах или на одной за двоих (как это делала я, пока ментально не надорвалась и не заболела), а качество жизни не сильно меняется.

Стоит задуматься, какие ментальные установки мешают Вам вырваться из бедности и прийти к благосостоянию. Какие родительские сценарии Вы неосознанно воспроизводите сами. Какие стереотипы приобрели в течение жизни, и как они тянут Вас назад.

Стоит ли копить деньги длительно? В чем опасность экономии?

Люди старшего поколения, скорее всего, возразят: в экономии не может быть опасности. Наоборот, все умные люди во все времена откладывали деньги "на черный день", экономя на текущих расходах. Сейчас тоже популярно выражение "финансовая подушка безопасности", которая сможет подстраховать Вас на случай форс-мажора вроде внезапной болезни или увольнения.

Но! Сейчас мы говорим о ментальных ограничениях, блокирующих Ваш путь к богатству. Экономия денег - это как раз и есть универсальный механизм ограничения потребностей.

То есть, экономя, мы транслируем Мирозданию, что можем обходиться малым, готовы урезать свои потребности и притязания. И Мироздание считывает нашу готовность как запрос. Можете обходиться малым - обходитесь малым. И мы не получаем того ресурсного состояния, тех шансов, той энергии и даже той удачи, которые нужны для того, чтобы перейти в другую финансовую категорию.

Кстати, начав работать в Москве в 2003 году, я сразу и очень четко уловила тренд: в больших городах, мегаполисах идея экономии денег непопулярна. В Москве думают, как и на чем ЗАРАБОТАТЬ больше денег, а не как ПОТРАТИТЬ МЕНЬШЕ. Чувствуете разницу в подходе? Может быть, здесь в двухтысячных годах потому и сформировался средний класс вполне европейского уровня, что люди не сдерживали своих потребительских порывов, хотели жить лучше и стремились больше зарабатывать? Они зарабатывали и вкладывали заработанное не в "кубышку", а в обеспечение своих растущих ежедневных потребностей - в качественной одежде, вкусной еде, путешествиях, машинах, украшениях - и вслед за этим массовым спросом на дорогие вещи оперативно подтягивалось и предложение. Как грибы после дождя появлялись рестораны, бутики, автосалоны. Активное потребление формировало стиль жизни. И, кстати, это было на благо и бюджету: ведь вся индустрия роскоши и красивого стиля жизни работала на внутреннем рынке, платила налоги в бюджет, и Москва получала хорошие "дивиденды" на желании людей жить лучше.

Так живут и многие европейские страны. Им выгодно, чтобы население было платежеспособным - ведь тогда оно больше потребляет. А значит, деньги "крутятся" внутри страны. В Дублине в 2008 году я убедилась в верности своей догадки. На многих предприятиях рабочий день начинается не раньше 10, а то и 11 утра. А потому, что утро работники проводят в кофейнях, в кафе. Неспеша завтракают, читают прессу, общаются, а потом только идут на работу. Заканчивается рабочий день в 17-18 часов. И у людей есть время и желание после работы пройтись по магазинам, посидеть в пабах и ресторанах. И деньги в стране, при деле, крутятся во благо экономике.

-2

Лучше меньше, да лучше

Человек с мышлением богача не готов мириться с плохим (или даже недостаточно хорошим) качеством вещей и услуг. Он интуитивно и даже не задумываясь выбирает для себя лучшее. Помните, как у Оскара Уайльда? "Мой вкус совсем неприхотлив: мне вполне достаточно только самого лучшего".

Лучшее, как известно, всегда дороже. Иногда существенно, в разы. Поэтому лучшего не бывает слишком много. Избыточное количество ОБЕСЦЕНИВАЕТ лучшее. Лучшее - это всегда редкое. часто эксклюзивное, существующее в единственном экземпляре. В таких случаях говорят "эта вещь равна сама себе". Ее даже сравнивать с чем-то не очень уместно. Вы бывали в дорогих бутиках одежды, кожгалантереи? Обращали внимание, сколько в них свободного пространства, воздуха, окружающего вещи? Это тоже признак элитарности и дороговизны вещей. И кажется, что их мало. И от этого каждая вещь кажется еще дороже, еще значительнее.

А теперь вспомните, как выглядят товары, которые Вы покупаете в магазинах массового спроса или в тесных павильонах на рынке. Сколько в них вещей! И тут впору вспомнить старую крылатую фразу, авторство которой приписывают Ротшильду: "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи". Дешевые вещи как-то прямо притягиваются друг к другу в гардеробе! Стоит купить одну дешевую кофточку, как тут же появляется еще одна, и еще. А по факту оказывается, что ни на серьезную встречу, на которой нужно выглядеть комильфо, ни в ресторан, ни в театр и надеть нечего. Хотя дверка шифоньера уже плохо закрывается. Знакомо? Лучше иметь один дорогой костюм и к нему 2-3 капсульные блузы или топа, чем десяток дешевых аляповатых туник. Даже если Вы будете менять их каждый день, будет создаваться ощущение, что Вы плохо, бедно одеваетесь.

Секрет очень прост: нужно выбрать хотя бы одну товарную категорию (а лучше - несколько), в которой Вы позволяете себе покупать самое лучшее и дорогое из возможного. И наслаждаться этим полно и искренне.

Например, Вы можете себе позволить покупать самые лучшие, самые крупные и свежие деревенские куриные яйца категории СО, а не маленькие С1 или С2? Разница в цене - не более 25 рублей. Но как меняется самоощущение, когда Вы можете себе позволить купить самые лучшие яйца.

Или помидоры по 250 рублей, а не по 230 - с небольшими изъянами. Разница - не в 20 рублях, а в отношении к себе и к качеству того, что Вы потребляете. Никогда не куплю помидоры чуть дешевле и чуть хуже.

-3

Вспоминаю маленькую кофейню в Костроме -Coffee Capella . В ней не было никакой еды, кроме ограниченного ассортимента десертов. А все внимание было обращено на кофе. Чашечка кофе стоила раз в 5 раз дороже, чем обычно. Но мы не пожалели. Это был действительно самый вкусный, самый лучший кофе в моей жизни. И я до сих пор помню его волшебное послевкусие. И подают там кофе тоже необычно: с песочными часами. Пить его нужно начинать, когда песок пересыплется из одной емкости в другую - за это время кофе становится идеальным и по температуре, и по консистенции, и по насыщенности аромата.

То же самое касается выбора отеля в путешествии. Многие сознательно экономят на хорошем отеле, останавливаются в хостелах. И даже готовят на общественных кухнях хостелов сами, чтобы не тратиться на кафе и рестораны. Знаю лично такую пару. Они реально экономят в путешествии на еде и тратят время на готовку.

Исходя из своих нынешних финансовых и временных возможностей, я планирую путешествие на уик-энд, с одной ночевкой. Но на эту ночь я выбираю самый лучший отель в городе, в который мы едем. А в этом отеле - лучший из возможных номеров, (но при этом не люкс, подавляющий ненужной и неоправданной роскошью). И, конечно, лучшие в городе заведения общепита для трех приемов пищи (помимо завтрака по системе шведский стол в отеле, который входит в стоимость номера).

В общем, Вы поняли идею этой фишки: там, где есть выбор, нужно всегда выбирать лучшее. Это действительно самая выигрышная стратегия, которая обеспечивает если уж не стремительный рост благосостояния и доходов, то, по крайней мере, поддерживает в Вас чувство самоуважения, удовлетворенность и наслаждение тем, что Вы выбрали, и тем, как Вы прожили тот момент. А это совсем немало.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц