На сладкое я, конечно же, оставила зависть. Сложное чувство, которое может включать в себя массу оттенков. Но если тревога, страх, злость, грусть и стыд – это то, что обычно доставляет дискомфорт нам самим, то именно зависть носит гордый шлейф социального неодобрения.
Все мы с детства знаем как плохо завидовать и как важно искренне радоваться за окружающих, особенно близких. Даже злость сама по себе не осуждается обычно в той же мере, что и зависть.
Поэтому, хотя зависть такое же чувство, как все остальные, и любой человек хотя бы изредка с ней сталкивается, ее табуированность приводит к тому, что и без того неприятные ощущения от самой зависти нередко усиливаются чувством вины. Ведь если у моего друга появилось что-то, что мне тоже нравится, я должен исключительно радоваться за него, а не завидовать. Иначе я плохой друг.
Страшная тайна тут в том, что завидуют все. Это абсолютно нормальная и естественная реакция на то, что у другого есть нечто, чего мы желаем для себя. И этим «другим» тоже может быть кто угодно. Родитель, друг, партнер, случайный знакомый или незнакомец из социальных сетей. Наша зависть не различает отношения по уровню близости, не настроена она на это. Она настроена на вполне конкретные критерии «я хочу» и «у него есть».
Поэтому желание никогда больше никому не завидовать – не то чтобы очень реалистично. Для его исполнения нам придется либо полностью отказаться от любых желаний, либо в принципе перестать замечать других. Сложно и не очень радостно, верно?
И тут на первый план выступает, опять же, две знакомых нам вещи. Во-первых, то, как мы с этой завистью поступаем и как живем в ее компании. Во-вторых, то, насколько часто мы завидуем.
С первым все, думаю, относительно понятно. Сама зависть – не плохо. Но она может толкать нас на те поступки, которыми мы не будем гордиться в дальнейшем. И в таком случае мы можем искать новые пути ее переживания, безвредные для окружающих и нас самих. А может даже полезные, но об этом дальше.
Со вторым все немного сложнее, потому что тут нам в очередной раз надо обратиться к тому, зачем вообще нужна зависть и, соответственно, почему ее может быть очень много в нашей жизни.
Зависть – это сигнал о том, что мы хотим чего-то, чего у нас нет. Мы не завидуем тому, что нам не нужно или не имеет для нас значения. Мы так же не завидуем тому, что уже имеем сами. А потому зависть становится прекрасным маркером того, что какая-то наша потребность не была реализована, хотя потребностью от этого быть не перестала.
И тут зависть можно принять, признать и использовать себе на благо.
Например, я вижу, что у моего друга появилась машина. Смотрю на нее и понимаю: а я ведь сейчас завидую!
Конечно, я могу проколоть ему шины и злорадно потирать ладошки, раз у него теперь тоже нет машины, хотя бы временно. А могу принять тот факт, что мне, похоже, тоже хочется научиться водить и купить себе автомобиль. И тогда я разворачиваю бурную деятельность в этом направлении, чтобы убить двух зайцев разом: перестать завидовать и реализовать имеющуюся потребность.
В каком же случае зависти будет много? В том, где нереализованных потребностей так же много.
Если я хочу водить машину, вести свой блог, работать на определенной работе, заниматься творчеством, путешествовать, а заодно успевать лежать на диванчике, но ничего из этого у меня нет, то, разумеется, завидовать я буду всем, у кого есть хотя бы что-то из списка.
И тогда вопрос встает не об избавлении от зависти, как от чувства-симптома. Она-то, как настоящий друг, выполняет свою функцию просто прекрасно: изо всех сил сигнализирует мне о том, что где-то что-то идет совсем не так.
Здесь актуальнее становится вопрос о том, как я обхожусь со своими желаниями и потребностями. А это уже совсем из другой песни.
Автор: Лозовская Елена Андреевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru