Найти в Дзене
ProСуть

Как мы сервера битрикса положили

Оглавление

Это было в далеком 2020 году. Я все так же занимался продуктом в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Начало истории

Мне дали мой первый самостоятельный продукт — запуск курса срочной подготовки за примерно 3 месяца до экзамена. Назвали его "Спринт".

Так как заказчик продукта — компания, в которой я работаю, всё видение продукта я снимал с учредителя.
А видение было такое: нужен продукт в записи, который не будет тратить ресурсы компании, но поможет ученикам подготовиться к ЕГЭ на 50+ баллов. Принял — решаю.

Курс состоял в том, чтобы загрузить на платформу записи годового курса, объединить домашние задания с этого же курса и выдавать их ученикам по расписанию, чтобы они могли нормально усваивать информацию. Периодически для них проводились встречи с преподавателем.
Методология устраивала всех, поэтому я начал реализовывать проект.

Вот тут как раз встал вопрос о платформе для проведения курса. В то время в компании было в разработке и тестировании несколько платформ, и наш технический специалист предложил протестировать Bitrix24, как платформу для обучения учеников.


Я люблю тестировать и особенно изучать что-то новое, поэтому без раздумий остановился на этом предложении. Тем более, для меня это было удобно, так как Bitrix24 требовал меньше ресурсов для наполнения контентом из-за удобных шаблонов внутри.

Как мы реализовали платформу

Ученики добавлялись в корпоративный портал Bitrix24 как экстранет-пользователи — то есть мы могли ограничивать их видимость и сразу добавлять в нужные группы.

В зависимости от выбранного тарифа, сразу после покупки ученик попадал в группу своего тарифа, и у него автоматически создавался чат. Это было очень удобно — не нужно было отдельно добавлять учеников в чаты на других платформах для поддержания связи.

Далее мне сделали бизнес-процесс отложенной публикации постов, где я мог выбрать, в какую группу (или во все) будут публиковаться посты.
Пост содержал видео, домашнее задание и дедлайн изучения.
На самом деле, все было просто и доступно, а самое главное — мы экономили время на выдаче контента, так как он сразу публиковался в нужные тарифы.

Кроме того, в то время в Bitrix24 не было ограничений на количество пользователей в тарифе — то есть мы уже платили за возможность так работать.

Ну и, как я писал, никаких интеграций: заявка в Битрикс, оплата тут же, доступ тут же.

На курс зашло порядка 600 учеников, и сервера Битрикса справились отлично, хотя мы были на облачной версии.

Мы протестировали систему, нашли мелкие недоработки, исправили их и начали готовиться к следующему запуску на этой платформе. Минусов то нет!

Сама история

Следующий запуск — это финальный курс подготовки, самый массовый курс в онлайн-школах, так как у школьников начинает "подгорать", и они хотят сдать ЕГЭ на 100 баллов, ну или хотя бы просто сдать.

Финальный курс предполагал не только большее количество учеников, но и большее количество взаимодействий с ними:

  • дополнительный общий чат группы с куратором;
  • общение один на один с куратором;
  • все предметы школы и большое количество постов и контента.

Организовали мы все на достаточно высоком уровне.

Bitrix распределял учеников автоматически в чаты с куратором, в общие чаты предмета, в группы предмета для получения контента. Ошибки, если и были, то их процент был гораздо меньше, чем при ручном распределении по чатам в ВК (а до этого было именно так).

Мы запустились отлично — до первого вебинара по самому массовому предмету.
Обычно на вебинар заходило 2-3 тысячи учеников. А где брать ссылку?
В Bitrix24!

Ошибка

Вебинар проходит онлайн, и все 2-3 тысячи учеников примерно за 20 минут до его начала начинают заходить на портал.

Учитывая, что в этот момент на портале находятся сотрудники (штат которых порядка 200 человек), общие чаты, идут продажи, активная жизнь кипит — нагрузка на сервер возрастает кратно.

Такую нагрузку на сервера не могли просчитать ни мы, ни даже Bitrix24.
Как мне объяснили, Bitrix сам отключил наш портал от серверов, чтобы мы не положили сам сервер.

Пам-пам.

Не знаю, связано это с нами или нет, но примерно через 3 месяца после этой ситуации Bitrix обновил тарифы, и сейчас максимальный общедоступный тариф включает только 250 пользователей.

Выход из ситуации

Патовая ситуация заключалась в том, что на Bitrix находилось все: команда (у нас не было резервных чатов в ТГ, например), данные купивших учеников и, собственно, все обучение.

Мы остались и без платформы, и без данных.

Вышли из ситуации примерно за 7 дней.
Bitrix периодически начинал работать, но с ограниченным функционалом. Данные учеников выгрузились в первый же момент доступности, и спасибо РОПу, которая за день до падения сделала выгрузку для подсчета метрик (часть данных у нас была на момент падения).
Вебинары проводили через рассылки из общей группы — ссылку на YouTube высылали в личные сообщения через Senler. Также высылали ссылки на общие чаты, которые оперативно создали в ВК. Кураторы собирали свои группы по отпискам в личные сообщения.

Выводы

Классно осознавать, что наша относительно небольшая компания могла помешать работе тысячам других компаний, просто потому что хотела провести вебинар)

В работе всегда есть риски, которые невозможно предугадать, даже если провести тестирования. При осуществлении таких рисков нужно направлять все силы компании на устранение негативных последствий.

Если что-то и делать с Bitrix24, то только на коробочной версии со своими серверами.

Спасибо, что читаешь — увидимся в следующих постах!