Есть в удалении от традиционных туристических маршрутов Крыма западнее плато Эски-Кермен, христианский храм Донаторов, вырубленный в скальном мысу. Один из немногих сохранившихся действующих пещерных храмов в Крыму. Назван он так благодаря фрескам на его стенах, что изображают семью ктиторов (заказчиков строительства) этой церкви. По другому – донаторов, слово это знакомо тем кто жертвует какие-то суммы на разные хорошие и не очень дела в соцсетях. Суммы эти называются – донаты или пожертвования.
Невзирая на труднодоступность этого места в 19 веке и позже, его нередко посещали всякие путешественники и любители древностей.
Вот такое описание церкви оставил Евгений Львович Марков — русский писатель-крымовед: «…Храмик выдолблен правильным круглым сводом и сохранился отлично, без сомнения, по причине своей недоступности. Остатки штукатурки и византийских фресок на ней очень заметны; можно еще разобрать некоторые греческие надписи под образами и даже характерный лик Николая угодника…»
А условное наименование – храма «донаторов» первым применил художник Императорской Академии художеств Мориц Вебель, который оставил в 1848 году цветные зарисовки храма. Во многом благодаря им, мы и знаем сейчас что там было изображено, нынче ведь здесь остались совсем небольшие фрагменты.
Но это все прелюдия. Сначала путь к нему. Хоть и говорят, что «все дороги ведут к храму», к этому храму никаких дорог не ведет. По-крайней мере, таких, которые рисуют на карте. Хотя попасть к нему можно с трех направлений. Все они находятся неподалеку от села Красный Мак Бахчисарайского района. Есть тропинка, которая ведет сверху от монастыря Челтер-Мармара, есть грунтовка от ворот в крепость Кыз-Куле, но начинается она со входа на частную территорию, через нее же и проходит (потому не факт, что пройти там удастся).
И третий путь – от озера Эски-Кермен. Последний, самый короткий. Если не считать плюсом к нему еще полтора километра гравийной дороги от шикарной асфальтовой трассы на Эски-Кермен. С названием озера Эски-Кермен есть некоторая интрига. Под этим названием оно обозначено на Яндекс-Картах. На картах Гугл оно уже озеро Крепкое, а местные называют его - озеро Белая стена. Белая стена, потому что у него высокие каменные берега, очень похожие на стену пещерного города.
Должен отметить, что ни одно из этих названий в Государственном водном реестре не значится. Вообще, на территории России находится свыше двух миллионов озёр, могло конечно и потеряться, маленькое оно. А может и не озеро оно вовсе – там ясно видимая запруда имеется. Так что можете выбрать любое из этих названий или придумать свое - Государственный водный реестр против не будет.
Независимо от всего сказанного, озеро очень красивое и пользуется популярностью – мы застали здесь множество отдыхающих. Жарящих шашлык и прыгающих в воду с окрестных скал. Высоких скал, однако. Вода чистейшая, бирюзовая - озеро питается водой из родника. По этой же причине оно не пересыхает и летом.
Дальше тропа поведет нас так же через частную территорию с виноградниками, коровами и козами, но пешком нас пропустили, предложив только машину оставить подальше, поскольку местное стадо коз (немалое и весьма любопытное) любит на них запрыгивать.
Путь до каньона, где находится храм, недалекий – километра полтора, потом надо немного полазить по симпатичным круглым скалам, на Ладоге такие называются – «бараньи лбы». А что, похоже – вот этот напоминает какое-то лицо в профиль.
Внизу имеется небольшой источник и некая инфраструктура для отдыха с принесением в жертву наиболее недостойных :)).
Шучу. Но сиденья вокруг жертвенника расставлены.
Еще место это охраняет свирепый пес и осел. Остальная часть бременских музыкантов (включая людей) видимо разбрелась по окрестностям в поисках пропитания. Животным нужны продукты, не забудьте прихватить, уверен, они будут благодарны и пропустят.
Бараньи лбы...
Последний участок пути небольшой, но весьма крутой – по мокрой погоде подниматься никому не советую. Хотя путь подробно отмечен синими стрелками. И вот, наконец, храм!
Сам он внутри прямоугольной формы и размерами 5,1×3,2×2,5 метров. Имеется подковообразная апсида, расположенная не по центру помещения, а немного смещенная к югу. К ней примыкает синтрон – это скамья для духовенства, с престолом трапециевидной формы. В северной стене вырублены две ниши.
По плану составленному советским историком Юрием Мироновичем Могаричёвым внутри храм выглядит вот так:
При входе в храм есть вырубленные в том же скальном массиве гробница и небольшой склеп, ну и ступени. На поверхности скалы, "крыше" храма, хорошо заметны желоба и углубления для сбора воды, поклонный крест.
И волшебные виды на долину и Бахчисарай.
Но самое интересное в этом храме – его росписи.
На северной стене наоса имеется надпись, оставленная строителями: «…основан при содействии рабы Христовой Марии. В 6890 (или: 6860) году, в 5-й индикт». Потому росписи в переводе на современное летоисчисление предположительно появились около 1351-1352 годов по заказу некой знатной Марии, ставшей затем монахиней. По мнению исследователей, церковь могла быть украшена византийским мастером высокого класса, бывшим в Крыму проездом из Византии на Русь.
А это реконструкция росписи центральной части композиции у алтаря:
Сейчас конха апсиды очень сильно закоптилась и фрески на ней сегодня почти не просматриваются. Но, из составленных в предыдущие десятилетия описаний, известно, что в ней изображен поясной Деисис с масштабно выделенной фигурой Христа в ризе цвета красной охры. Справа ему предстоит Иоанн Креститель, слева – Богородица. Справа изображен Иоанн Предтеча с простертыми к Иисусу Христу руками. У нимба одного из святых сохранилась надпись на греческом языке – св. Николай. На своде алтарной арки изображено «Благовещение» с фигурами Богоматери и архангела Гавриила с соответствующей подписью на греческом языке «ГАVРIHЛ».
Остатки росписей в храме имеются везде, хотя по большей части сейчас видно только то что они были, настолько небольшие фрагменты остались. Там и современные вандалы порезвились – некоторые участки вырваны вместе с частью стены. Фрески ведь - важный источник для изучения истории и культуры средневекового Крыма. Храм действующий, так что, захватите что-нибудь для пожертвования, купить свечки не получится, службы там проходят в определенные даты, а обычно никого нет. Но открыто - дверей-то тоже нет.
А что бы уж охватить дополнительные достопримечательности в округе, если не надумали задержаться на озере до вечера, то стоит осмотреть и Кыз-Куле - уцелевшую надвратную башню разрушенного феодального замка Черкез-Кермен. Башня возведена из бутового камня с подтесанной лицевой стороной и достигает высоты почти восемь метров. С ее южной и северной сторон имеются две сквозные стрельчатые арки. Большие двустворчатые ворота находились с внешней стороны, открывались вовнутрь и венчались тимпаном. Кстати, часто люди задаются вопросом, почему ворота крепостей открывались внутрь - ведь так их легче выбить, но причина имеется - чтобы снаружи их нельзя было заблокировать - люди в замке окажутся в ловушке. Когда-то башню венчало шатровое перекрытие, обустроенное на парапете с бойницами, а высота ее достигала тринадцати с половиной метров.
Замок занимал плато скалистой горы над широким ущельем со средневековым поселением в 12 – 15 веках. Позже здесь возникла татарская деревня с тем же названием, переименованная после Великой Отечественной войны в село Крепкое (как озеро в Гугл картах), ныне снесенное.
И традиционно, всем приятных прогулок. Все фото мои. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.