Найти тему
Русь Триединая

ОБНОВЛЕНИЕ ДУХА В РУССКОМ РЕАКТОРЕ

Летом надо найти время на перезагрузку. Давно собирался и, наконец-то, получилось с женой Ольгой посетить Оптину Пустынь. Обитель находится в Калужской области, на древнем пути из Киевской Руси во Владимиро-Суздальскую Русь.
По дороге обратил внимание на славянские названия рек и населенных пунктов. Названия отличаются от тех, что распространены в Московском регионе. В Московском превалируют угро-финские названия, например, река Икша, просматривается наследие татаро-монгольского ига, типа Деденево, от имени хана Деденя (убит в 1295 году в этом месте).
В Калужской области, к примеру, текут реки Рудня и Рудянка. Названия этих рек напоминают еще о дохристианских временах, в них угадываются имена богов Рода (у славян).

Город Перемышль напоминает о периоде миграции русского народа с Юго-Западной Руси в Русь Северо-Восточную. Многие города и поселки Северо-восточной Руси носят те же названия, что и города Руси Юго-Западной.

-2

Перемышль Галицкой Руси в данное время находится на территории Польши и дал свое название Перемышлю Калужской области. Тоже можно сказать и о городах Муроме и Владимире. На Волыне есть Владимир и Муром в Черниговской области. Идентичные названия городов — это о том, что когда-то русский народ проживал на землях Юго-Западной и Северо-Восточной Руси. Это наглядно опровергает современный украинский концепт.

-3

Дорога из Москвы в Оптину нелегкая, не трасса «Дон», много светофоров, населенных пунктов, мест с ограничением скорости. Зато вдоль трассы можно увидеть красивейшие пейзажи — холмистая лесостепь открывает величественные картины. На подъезде к Оптиной взору открываются луга и леса с исполинскими дубами. В детстве я представлял себе, что именно в таком дремучем лесу должен обитать соловей-разбойник.

-4

Считается, что нельзя попасть в святое место, если тебя не позвали святые этой обители. Когда мы ехали в Оптину, попали в сильнейшую грозу, но обитель встретила нас ласковым солнцем.

-5

По дороге, мы подвезли женщину, она оказалась местным экскурсоводом, рассказала про героическую оборону города Козельска от войск Батыя в 1238 году. При осаде Козельска, которая длилась семь недель, татары потеряли изрядную часть элиты своего войска — именитых чингизитов. За что Батый назвал Козельск злым городом.

-6

К слову, город по живописному ландшафту мне напомнил мой родной Чугуев в Харьковской области. Видовая на реку Жиздру и лес - буквально идентичная чугуевской с видом на Северский Донец. На круче воссоздана одна из деревянных башен древнего Козельска. Именно так я себе представлял реконструкцию башни чугуевской крепости. После освобождения Чугуева от укро-нацистов надо будет этот проект реализовать.

-7

Мало кто знает, что в середине 14 века Калужская земля оказалась в составе земли Литовской. Литовское княжество в то время было фактически дублером Московского, православным русским государством. Если бы Литва не заключила бы Кревскую Унию с Польшей в 1385 году и Литва не стала окатоличиваться, то сейчас, возможно, центром Русского мира была не Москва, а Вильно.

-8

Более столетия Калуга, основанная литовским князем Ольгердом, и Калужские земли входили в состав Литвы, но воля и решимость Великого князя Ивана Великого, заступившегося за православных людей в Литве и не побоявшегося вступить в войну с коллективным Западом, все изменили. В результате нескольких Русско-Литовских войн огромная территория от Калуги до Чернигова вошли в состав России. После этого Иван Третий стал первым Государем всея Руси!

-9

По легенде, еще во времена литовского владычества на этих землях со своей шайкой разбойничал атаман Опта. Но в один момент он покаялся в своих злодеяниях и основал монастырь. Впоследствии монастырь, основанный разбойником, станет важным оплотом Православия.

-10

То, что Опта выбрал для обители живописное место, сыграет впоследствии важную роль. После Петровской монастырской реформы к концу XVIII века Оптина Пустынь крайне оскудела.

-11

Митрополит Московский и Калужский Платон, однажды посетивший Оптину, поразился красотой местности и принял меры для восстановления монастырской жизни. Духовный рассвет Оптиной Пустыни связан с именами ее великих старцев преподобных: Льва, Макария, Моисея, Исаакия, Антония, Амвросия и их последователей.

-12

Перед революцией 1917 года в Оптиной было около трехсот монахов. Многие насельники и монахи стали мучениками и исповедниками.
В 1987 году после многих лет запустения древняя обитель вновь была передана Русской Православной Церкви.
В монастыре мы познакомились с Владыкой Иосифом (Иосиф Королёв, епископ Можайский, викарий патриарха Московского и всея Руси. Наместник Оптиной пустыни. Церковный историк, преподаватель Калужской духовной семинарии).

-13

Я передал владыке издаваемые нами книги, рассказал об истории нашей организации «Русь Триединая» и нашей сегодняшней деятельности. Владыка Иосиф уделил нам около часа своего времени. Беседа была интересной и содержательной. Владыку порадовало верное определение «Русь Триединая».

-14

Я вспомнил, что еще в 2005 году, когда решил именно так назвать организацию в Харькове, то осознал, что, когда понятие «Русь Триединая» станет фактом общественного сознания, то это уже будет залогом Победы!
Помню, что когда в Харькове доводилось участвовать в дебатах с украинскими националистами, то они буквально испытывали мучения, когда им приходилось слышать это словосочетание. Верный понятийный инструментарий — это важнейшая составляющая в сегодняшнем цивилизационном противостоянии.

Мы побывали и в Оптином Скиту пророка Иоанна Предтечи.

-15

Посетили келью выдающегося старца Амвросия Оптинского (1812—1891 гг.) В келье мы физически, явственно ощутили присутствие Духа.

-16

Монах, проводивший экскурсию, пояснил нам, что место настолько особое, что буквально все посетители отмечают, что испытывают здесь особые переживания. Амвросий Оптинский отличался особыми дарами: прозорливостью, рассуждением и утешением. К нему шел огромный поток людей со всей России, в том числе известные и сильные мира. Были Гоголь, Достоевский, и великая святая княгиня Елизавета Федоровна. Человек еще входил к нему в келию, а преподобный Амвросий уже знал его вопрос, знал какими словами его наставить и утешить. Но все же воля самого человека важна в деле исцеления. Известно, что Лев Толстой побывал у Амвросия, но гордыня ему не дала принять то духовное лекарство, которое ему дал старец. Известно, что знакомство с Амвросием Оптинским отразилось на творчестве Достоевского.

-17

После экскурсии в келье Авросия нас помазали маслом от лампады.

В Оптине, мы поучаствовали в вечернем и утреннем Богослужении, прошли Таинства исповеди и причастия Святых Христовых Тайн, заказали требы, приложились к мощам Оптинских старцев.
Также мы съездили в село Губино, которое находится недалеко от Оптиной Пустыни. Это село - образец того, как можно возродить русскую глубинку в сегодняшних условиях.

-18

Еще недавно село представляло картину глубокого упадка. Многие дома стояли заброшенными и о том, что тут кипела жизнь напоминал остов разрушенной церкви начала восемнадцатого века. Но близость возрожденной из руин Оптиной Пустыни стало фактором возрождения и этого села.

-19

Сейчас село Губино застроено новыми домами, а восстановленная Церковь Зачатия Иоанна Предтечи сияет ослепительной белизной.

-20

Сегодня Губино в шутку даже называют Козельской Рублевкой.
В храме порадовало количество святых мощей. По одним святым мощам можно рассказать историю Церкви от святых апостолов до церквей Рима, Византии, и истории Руси. В храме есть мощи апостолов, древних подвижников и даже императора Константина Великого!
Важно понимать, что история Церкви — это подлинная история, которая не переписывается в духе того или иного времени. Именно из истории Церкви мы знаем, что освоение русских земель проходило в основном через сеть монастырей. Только учениками Серия Радонежского было основано сорок монастырей, в том числе и в дальних уделах Руси, таких дебрях, куда не ступала нога человека.

-21

Монастыри становились духовными и культурными центрами, вокруг которых развивалась жизнь. Монастыри были оплотами и в буквальном смысле слова. За стенами монастырей в тяжелые времена спасали жителей от вражеских набегов и голодной смерти. Троице-Сергиев монастырь в Смутное время выдержал пятнадцатимесячную осаду польских интервентов.

-22

И сейчас время непростое. Возрождённые монастыри ЭТО РУССКИЕ РЕАКТОРЫ! Они еще будут крепостями и духовными, и буквальными, и при необходимости послужат центрами самоорганизации русского народа.
Сознание современного человека атакуют удары разрушительных информационных волн, которые вводят людей в состояние постоянного стресса и тревоги, лишают трезвого, адекватного восприятия действительности. Но на то нам и даны предками духовные крепости, чтобы мы, русские люди сами устояли на камне Веры и научили этому остальной мир. Именно в этом миссия России - Третьего Рима!

-23

Посещение святых мест — это не только милость свыше, но и ответственность, ведь впереди еще не один шторм. Надо собрать волю и мобилизовать дух для дальнейшей борьбы.

-24

Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России

P.S.

Написал статью и выяснил, что сегодня 4 сентября 2024 г. день памяти преподобного Исаакия Оптинского (1810 г. Курск — 1894 г., Оптина пустынь.)

Сохранилось предание о паломническом путешествии в Киев в 1809 году родителей Исаакия, где старец иеромонах Парфений при входе приветствовал их словами «Блаженно чрево, родившее монаха», тем самым пророчествуя и предрекая судьбу ещё не родившегося будущего старца Ивана (Исаакия).

Исаакий Оптинский 32 года был настоятелем Оптиной Пустыни.

А значит надо было мне сегодня этой статье посвятить свое время!

-25