Найти тему

Так принято. Колонка Тамары Лисицкой

В Англии до сих пор очень распространены раковины с двумя кранами – для холодной и горячей воды. Чтобы вымыть руки, надо открыть оба, наполнить раковину, смешать воду в ней, ну и далее по плану... Или можно мыть руки сначала холодной, а потом горячей. Или только холодной. Или только горячей. В общем, это не очень удобно.

Но это традиция, в основе которой простое рацио – холодная вода подавалась через основную магистраль и была пригодна для питья, а горячую каждый дом грел сам (например, в резервуарах на чердаке). Два крана позволяли не смешивать воду разной «чистоты» и при этом очень экономить на обогреве.

В 1965 году (по сути, недавно совсем) законодательно было рекомендовано устанавливать горячий кран слева, чтобы снизить число ожогов кипятком.

То есть традиция только закреплялась. Хотя в современных постройках самые обычные, привычные нам раковины. Но и традицию англичане чтут. В этом – история. И экономия.

В основе большинства странных на первый взгляд традиций лежат целесообразность и желание улучшить жизнь. Например, японцы размещают ванную комнату и туалет в разных углах квартиры и в туалет входят только в специальных тапочках. Традиция родом из давних времен с их отсутствием гигиены, но сохранилась и сейчас, несмотря на то что японская сантехника по своим «наворотам» стремится к космическим аппаратам...

А в индийском штате Махараштра младенцев сбрасывают с 15-метровой стены храма на растянутые снизу полотна – такова традиция, которая возникла о-о-очень давно в связи с высокой смертностью детей. Тогда отчаявшиеся родители открыли вот такой странный способ. И многие до сих пор им пользуются – чтобы, как они считают, обеспечить малышу в будущем счастье и здоровье.

В момент возникновения и закрепления традиция, конечно, была наилучшим способом решения проблемы. Но вот что с ней делать дальше – нести в веках как стержень культуры или переформатировать в соответствии с новыми нормами и возможностями?

А вот это как раз один из тех вселенских вопросов, которые нам, озадаченным современникам, надо будет хорошенько обдумать.