Главный герой всей нашей жизни, любого из нас, это история. Она и расставит по местам спустя время, и внесёт сумятицу в настоящем, изменит прошлое, как будет угодно властителям, предаст забвению вчерашних героев и возведет на пьедестал доселе ничтожных. Её невозможно схватить за хвост истины, ибо их у неё тьма. В самом начале 19 столетия на окраине южноамериканского континента, острове Огненная земля, творились бесчинства: шёл незаконный захват территории и уничтожались сотни аборигенов (способами, далекими по гуманности от гильотины). Но спустя время убийцам приходится отдавать долги. Даже если нет на этом свете, их имена опрокинут во мрак презрения навсегда.
Фильмы, об истреблении целых народов, сложно снимать, в них никогда не отобразить правды. Однако сама попытка высказаться на тему заслуживает внимания. Это своего рода терапия, замаливание смертных грехов потомков изуверов, вынужденная, потому оправданная. Молодой чилийский режиссёр Филипе Гальвес заручился поддержкой целого ряда стран, не только родного континента, но и тех европейских государств, граждане которых творили на его земле страшное. Такое доверие с одной стороны говорит о качественном исходном материале, но не стоит забывать о пропагандистской функции кино, сценарий мог сглаживать деяния пришлого. После просмотра можно однозначно сказать – «Не сглаживает». И поэтому фильму хочется верить.
Мы много знаем о притеснениях коренных народов Северной Америки. Из вестернов, романов Майна Рида и учебников истории. А про жителей Южной Америки, их скитаниях, лишенияж, популярно рассказывают очень мало. Поэтому, фильм на тему данной проблематики обращает на себя внимание, тем более с пронзительной подачей и наглядной демонстрацией трагедии без отвратительных сцен умерщвления людей Публике повествуют быт того времени, как жилось на просторах великого материка приезжим и местным. Это не подробная хроника, нам показывают вырванные куски бытия, иллюстрирующие многие его стороны. На пути троицы наёмников встречается геодезист, охраняемый двумя дюжинами солдат с прислугой из аборигенов. Малочисленное племя, убиваемое в несколько минут на заре с оставлением в живых одной, на всех, женщины. И другие, не менее показательные, некоторые особенно ярко-отвратительные сцены.
Картина снята с тем масштабом натуральных съёмок, который возможет только на просторах необъятного по площади государства (или малоосвоенного). Тут всё действие, за одним исключением, происходит на пленере. Героям негде укрыться, даже в самые интимные моменты. Такая воля обнажает тончайшие желания характера всякого, равно как и изъяны. Даже когда действие ненадолго переносится в богатый особняк Хосе Мендосы (реальный персонаж, дьявол воплоти), .мы видим настоящие мысли персонажей, их откровенность пугает, хотя зрителю это на руку, ибо проговариваются идеи, которыми в действительности руководствовались землевладельцы из поколения в поколение.
Поселенцы из тех картин, нужность которых невозможно переоценить. Тот случай, когда никогда не поздно покаяться перед своим (чужим) народом в более художественной форме, нежели стояние на коленях на уличном асфальте перед афроамериканцами предков непомнящих. К тому же это покаяние исполнено на самом высоком уровне. Уровне искусства и милосердного возмездия.
P.S.: Сложно представить, чтобы такой, приближенный к честности, фильм сделали в звезднополосатой.