Здравствуйте, уважаемые читатели!
Не так давно случилось знаменательное событие, обсудить которое мне очень хотелось бы. Бывший завод Фольксвагена в Калуге наконец-то перезапустил производство. Почти два года он находился в простое и наконец-то его конвейеры снова будут в работе. И в этой заметке я хотел бы ответить на очень часто встречающийся в обсуждениях вопрос: «Почему в Калуге не начали производить Jetta, китайскую модель, родственную автомобилям VAG?».
Краткая историческая справка
Для того, чтобы обсуждать настоящее, надо поговорить о прошлом, ведь там кроется ключ к сформулированному во введении вопросу. Завод Фольксваген в Калуге был открыт осенью 2007 года. На первых порах там «отвёрточным методом» собирались модели Пассат и Октавия, но уже в 2009 году было развёрнуто производство так называемого полного цикла и этим способом собирали две модели – Фольксваген Тигуан и Шкода Октавия. А ещё годом позже в Калуге стали собирать бестселлер B-класса – Фольксваген Поло. Сначала 5-го поколения (седан), а потом и 6-го (лифтбек).
Впрочем, одними автомобилями дело не ограничивалось, в Калуге производились и автомобильные двигатели CWVA и CWVB, которые устанавливались на весьма обширный модельный ряд (Поло, Рапид, Октавия, Таос). Помню, что в 2021 году мне менеджер рассказывал, что в Калуге собираются освоить и производство турбированной версии серии EA211. Но, увы, этим планам не дано было сбыться, поскольку в 2022 году завод был остановлен. Причём руководство отделывалось туманными фразами вроде «Мы внимательно изучаем обстановку…», но перемены собственника не происходило достаточно долго. Завод был продан только в 2023 году.
Почему на заводе не стали производить китайскую Jetta?
Теперь к сути вопроса. В июле 2024 года калужский завод начал свою работу, выпускаемые марки пока не озвучиваются, но это точно, если судить по комментариям ответственных лиц, не марка Jetta. Которая в Китае производится и продаётся под лозунгом «Удешевлённый фольксваген». Ведь было бы логично производить на бывшем заводе Фольксваген марку, которая достаточно близка конструктивно к немецким автомобилям?
Первый важный момент, который упускается из виду, можно сформулировать так: в мире не осталось автомобильных концернов, которые бы могли производить автомобили без коллаборации. Если Вы заглянете под капот своего европейского автомобиля, то увидите, что разные компоненты произведены в разных странах. Например, в моём автомобиле блок-фары произведены в Чехии, двигатель – в России, а блок управления двигателем – в Германии. Это очень удобно, когда нет кризисов, но сразу появляются проблемы, когда начинаются периоды «штормов». Все мы помним историю с чипами, из-за которых останавливались заводы. Это относительно свежий пример. Поэтому, очевидно, на калужский завод должен зайти автопроизводитель, который в текущих условиях обладает такой коллаборацией. И это точно не совместное предприятие ФАВа и Фольксвагена. Иначе бы Фольксваген из России никуда бы не уходил.
Да, романтик мог бы сказать: «Ну так производственные мощности остались, взяли бы, восстановили, и снова начали выпускать Поло да Тигуаны». Любое оборудование без технической и программной поддержки – груда металла. И не забываем про ресурсы. Для промышленного производства их импорт по серым схемам недостаточен. Либо это будет стоить таких затрат, что экономический смысл продаж потеряется. За примером тоже далеко ходить не надо – завод Москвич, которые первые партии автомобилей собирал отвёрточным способом и, надо сказать, вала продаж, сравнимых с лидерами рынка Chery и Haval, не показал. Нужен ли будет кому-нибудь Поло за 5 миллионов рублей?
К тому же, я это ранее уже упоминал, не смотря на внешнее сходство, модели Jetta не являются техническими клонами Фольксвагена. Поэтому имеющиеся мощности на заводе в этом вопросе никак не помогут. По сути, линию сборки нужно проектировать заново.
Ну а двигатели хотя бы можно было производить?
Здесь, конечно, носителю такой идеи нужно задать уточняющий вопрос: «С какой целью нужно восстанавливать производство двигателей CWVA(B)?». Для автомобилей LADA они не подойдут, тоже самое касается и автомобилей Jetta, там устанавливается немного иной силовой агрегат, если мы говорим про модель VA3, которую путают, почему-то, с Поло.
И не забываем про ресурсы. Где брать поршни и множество других компонент? Поэтому, увы, про производство EA211 можно забыть.
Кто теперь будет производить автомобили в Калуге?
Сейчас имеется одна страна, заинтересованная в нашем автомобильном рынке. Это Китай. И на такой объект может зайти только та компания, которая уже обладает обширным рынком сбыта. Таких, на текущий момент, можно насчитать три – Haval, Chery и Geely. Haval сразу вычёркиваем, ибо он первым среди китайских автопроизводителей развернул производство полного цикла под Тулой. В том числе и производство двигателей.
Аналогичным образом можно исключить и Geely. Они уже имеют производство в Белоруссии, его локализовали и уже продают под брендом BelGee.
Так что единственный реальный кандидат – это Chery. По итогам 2023 года они продали в России 118 тысяч автомобилей и это всё – импорт. Осенью у нас грядёт повышение пошлин, поэтому дальше рассчитывать на эффективность импортирования автомобилей с производств на территории Китая рассчитывать не приходится. Слишком они станут дорогими для конечного покупателя. Значит нужно локализовывать производство на территории России. Автомобили Chery на территории России уже собирались, но это было давно и если уж искать благоприятный момент для локализации, то осень 2024 года – прекрасный для этого момент.
Другие мои статьи
О перспективах завода Volkswagen в Калуге
С уважением, Юрий (kua1102)