Найти тему
Ритм Евразии

Еврореферендум в Молдове – часть коварных предвыборных технологий Санду

Количество различных политтехнологий, применяемых для победы в электоральных процессах, растет и множится год от года. В зависимости от условий и политической ситуации в той или иной стране, политики делают свой выбор способа, который позволит им прийти к власти или удержать ее. Но, как правило, административный ресурс, которым обладает партия власти, чаще всего является используемым в политике средством. Предстоящие 20 октября выборы президента Республики Молдова являются, пожалуй, наиболее ярким проявлением этого.

В преддверии определения даты выборов президента и на фоне резкого падения рейтингов действующего президента Майи Санду и правящей партии PAS оппозиция ожидала, какой же трюк выкинет глава государства, чтобы повысить свои шансы на переизбрание на второй срок. Этим трюком оказалась идея провести в один день с президентскими выборами референдум, на котором гражданам пришлось бы ответить, согласны ли они на внесение в Конституцию изменений, которые сделали бы необратимым процесс «евроинтеграции», а все остальные возможные пути развития Молдовы объявили бы антиконституционными.

В чем суть этого трюка? Во-первых, подобное голосование являлось бы мобилизующим для той части электората РМ, который видит будущее своей страны в Евросоюзе. Учитывая то, что за последний год популярность Санду снизилась даже среди настроенных проевропейски молдован, им подается своеобразный сигнал: хотите в ЕС – голосуйте за Санду. Дополнительным фактором здесь служит то, что по указанию действующего президента на избирательных участках бюллетени для голосования на выборах и на референдуме будут выдаваться по одной ведомости, что, по сути, является нарушением избирательного законодательства.

Во-вторых, за четыре года управления страной ни Санду, ни PAS не имеют ничего, чтобы можно было поставить им в заслугу – в экономике крах, уровень жизни населения рухнул вниз, вверх пошли только цены на продукты питания, газ и электроэнергию. Поэтому ключевым пунктом избирательной программы Санду будет вступление в ЕС, благо Молдову за уши притянули к статусу страны-кандидата вслед за Украиной.

В-третьих, подобный референдум заставляет другие проевропейские партии участвовать в президентской кампании, поддерживая Санду. Она намекает им, что пора поработать для «европейского будущего Молдовы» в ее лице, хотя на самом деле все эти «проевропейцы» спят и видят, как Санду и PAS свернут себе шею, и тогда западные кураторы будут проталкивать их во власть.

Идея проведения референдума в один день с выборами было сразу воспринято именно в том контексте, который был изложен в этих трех пунктах. Подобный прием получил однозначно негативную оценку со стороны представителей как оппозиции, так и ряда проевропейских политических сил, а также политических аналитиков.

«Оценка корректности проведения референдума о евроинтеграции в Молдове в текущих условиях требует внимательного анализа как юридических, так и политических аспектов, связанных с данной инициативой. Вопрос референдума о евроинтеграции, безусловно, является важным для молдавского общества, но вызывает серьезные сомнения относительно объективности и честности его проведения в контексте текущей политической обстановки. Основная проблема заключается в том, что референдум, который должен быть механизмом выражения воли народа и демократизации, превращается в инструмент политических технологий, направленных на фаворизацию кандидата от партии власти», – считает один из ведущих политологов Молдовы Ян Лисневский.

Очевидно, что Санду и PAS вовсе не от хорошей жизни вынуждены использовать тему евроинтеграции для мобилизации своей электоральной базы: в результате их управления в стране сегодня отмечается снижение уровня поддержки евроинтеграции до критически низкого уровня в 51%. Это самый низкий показатель проевропейски настроенных граждан Молдовы за последние 10 лет. Основная причина – высокий антирейтинг Санду, превышающий 60% и дискредитирующий евроинтеграцию и негативно влияющий на сам процесс.

Понятно, что при таких показателях референдум становится уже не способом выявить подлинное мнение населения страны, а средством укрепления позиций действующего президента.

Еще одна не менее важная проблема – это легитимность самого процесса проведения референдума. Благодаря парламентскому большинству PAS в избирательное законодательство были внесены изменения – снижение порога явки на референдуме с 50% до 30%. Таким образом, судьбоносные для Молдовы решения об изменении Конституции могут быть приняты «большинством» в 16-17% избирателей.

Это говорит о неуверенности властей в том, что данный референдум действительно способен объединить население и привлечь значительное количество избирателей. Как следствие, это снижает крохотные остатки доверия, оставшиеся к демократическим институтам Молдовы и способствует поляризации общества.

Еще больше способствуют дискредитации предстоящих выборов и референдума те откровенно антидемократические методы, которые использует власть и подконтрольная ей Центральная избирательная комиссия, в которой 9 из 12 членов представляют правящую партию PAS.

Число избирателей, которые смогут принять участие в выборах 20 октября, неожиданно оказалось почти на 15 тысяч больше по сравнению с президентскими выборами четырехлетней давности. Причем произошло это в условиях падения рождаемости и растущей миграции, что вызывает законное беспокойство, поскольку возникают вопросы относительно качества списков избирателей и данных Государственного реестра избирателей.

Об этом заявляют эксперты независимой Ассоциации Promo-LEX, представившие первый отчет Миссии по наблюдению за президентскими выборами и республиканским конституционным референдумом. Программный директор Ассоциации Promo-LEX Николай Панфил заявил на пресс-конференции, что по состоянию на 1 августа в Государственном реестре избирателей было зарегистрировано 3 300 600 избирателей, что практически идентично количеству избирателей на прошлогодних местных выборах. Если сравнивать с президентскими выборами 2020 года, то наблюдается рост числа избирателей почти на 15 тыс. человек.

«Когда мы говорим о качестве этих данных, мы не можем говорить исключительно о Центральной избирательной комиссии, а скорее о том, как данные хранятся в Государственном регистре населения», — заявил Н. Панфил.

Кроме этого, с каждыми новыми выборами наблюдается и рост числа избирателей, не имеющих постоянного места жительства. Это вызывает опасения, что новые списки избирателей стали результатом манипуляций и подтасовки, которые отразятся позднее на результатах выборов.

Читайте также:

Еще одним, очень далеким от демократии способом ведения предвыборной кампании является безосновательный отказ от регистрации оппозиционных кандидатов. На сегодняшний день оппозиционный политический блок «Победа» лишился возможности принять участие в выборах президента Молдовы. Кандидату этой оппозиционной политической силы Василию Боле было дважды отказано ЦИК в регистрации инициативной группы по его выдвижению. Оспаривание решения ЦИК в судебных органах вплоть до Высшей судебной палаты также не дало результатов. Также в регистрации инициативной группы было отказано и экс-премьеру Василию Тарлеву, о поддержке которого заявила оппозиционная Партия коммунистов.

Все это говорит о том, что у режима Санду, имеющего ярко выраженный антидемократический репрессивный характер, нет никаких ограничителей, а есть только меры, направленные на подавление политических свобод и независимого судопроизводства, которые никак не соответствуют базовым принципам ЕС.

Очевидно, что использование референдума в подобных условиях является попыткой манипуляции общественным мнением ради достижения политических целей.

Используемые режимом Санду политические технологии, если их можно так назвать, вызывают явные аналогии с теми практиками по подавлению политической оппозиции, которые используются в соседней Украине и которые привели эту страну к разрушительным последствиям. Фактически не только в этой области Молдова идет шаг за шагом (pas cu pas на молдавском языке) за соседней страной, ввергнутой ее правителями в военные действия. Это проявляется также и в той лихорадочной и поспешной закупке Молдовой вооружений и наращивании военного сотрудничества с НАТО.

Глядя на то, как Молдова шаг за шагом повторяет этот путь, возникает реальная и серьезная тревога за будущее этой маленькой и прекрасной некогда страны.

Илья КИСЕЛЁВ