Журнал Classic Rock. 2024. Июль. #328
Осенью 1987 Тони Мартину позвонил его менеджер и пригласил прокатиться по родному Бирмингему. В те времена Мартин был фронтменом местной группы THE ALLIANCE. Они уже успели записаться для The Friday Rock Show на BBC Radio и благодаря соглашению с Warner Brothers Records выдали впечатляющую демо-кассету, привлекшую к группе немного внимания.
Менеджер Мартина, Альберт Чепмен, был владельцем шумного ночного клуба The Elbow Room на Aston High Street. Еще Чепмен был одноклассником кое-кого из BLACK SABBATH и взял на себя роль гастрольного менеджера группы, когда они шли к международному успеху в середине семидесятых. Он знал почти всех на рок-сцене, особенно в Мидлендсе.
Когда в тот день Мартин спросил, куда они направляются, Чепмен уклонился от ответа.
«Мы подъезжаем к дому, Альберт стучит в дверь», – вспоминает Мартин, «и когда она открывается, черт возьми, там стоит Тони Айомми».
Слегка отступив назад: Чепмен предложил своего молодого подопечного пару лет назад, когда у SABBATH возникли проблемы с их последним фронтменом, бывшим бас-гитаристом/вокалистом TRAPEZE и DEEP PURPLE Гленном Хьюзом.
«Понятия не имею, что за проблемы там были», – утверждает Мартин. «Я только помню, как Альберт сказал: «Я предложил тебя на это место. Интересно?» Я переспросил: «Чтоооо?!» Я не мог петь как Гленн Хьюз – так петь никто не может. Но они [SABBATH] поставили меня в режим ожидания. И это напугало меня до чертиков. В конце концов проблемы с Гленном были решены, и они выпустили альбом Seventh Star. Я больше не вспоминал эту ситуацию, но Альберт как-то мне позвонил: «Хочешь попробовать с ребятами?» Я подумал: «Черт возьми, это немного безумно». Но он был настроен вполне серьезно».
В день, о котором идет речь, несмотря на все предыдущие разговоры, Мартин не представлял, с кем он встретится. «Все это немного напоминало заговор», говорит он, улыбаясь. Чепмен и Мартин были приглашены для разговора, и вскоре певец отправился на прослушивание в Лондон.
«Меня попросили спеть песню The Shining, которая стала «открывашкой» на альбоме The Eternal Idol», – вспоминает он. «И сразу же сказали: «Это место твое». И прежде, чем до меня дошло, добавили: «Альбом должен быть закончен за семь дней». Я ответил: «Хорошо, я попробую». Это был мой прием в BLACK SABBATH».
Подписав контракт, Тони Мартин стал участником одной из самых значимых хард-рок- и хэви-метал-групп. К сожалению, несмотря на все приложенные усилия, Мартину не суждено было получить все то, на что он подписался. В течение следующего десятилетия певец испытает все, что предложит ему жизнь в некогда знаковой, а теперь чахнущей группе, включая пять альбомов, два увольнения и несколько мировых туров. Мартин стал вторым по длительности вокалистом BLACK SABBATH после Оззи Осборна, но его пребывание в группе привнесло свою долю неопределенности, разочарований и горестей.
В течение нескольких минут разговора с общительным, прямолинейным и дружелюбным Мартином становится очевидно, что ему плевать на негатив. По крайней мере, с большего. Его время в качестве фронтмена SABBATH было связано с неожиданной возможностью, за которую он ухватился. Шансом проявить творческий подход вопреки тому, что казалось непреодолимыми препятствиями.
Именно это и произошло. Невероятно, но обновленная группа выпустила некоторые из лучших альбомов в обширном каталоге SABBATH (ныне переизданы как бокс-сет Anno Domini 1989-1995).
К концу восьмидесятых BLACK SABBATH скатились в дерьмовые шоу. Ронни Джеймс Дио ушел, чтобы создать собственную группу и ступил на скользкий путь. Бывший вокалист DEEP PURPLE Иен Гиллан пел на альбоме Born Again – который или любят, или ненавидят – и возглавлял группу в туре, вдохновившем Spinal Tap с несоразмерным сценическим реквизитом аля Стоунхендж. Добавьте сюда нежелание Гиллана учить тексты песен, провальный дизайн обложки с изображением рогатого и когтистого ребенка – не говоря уже о скором воссоединении состава PURPLE Mk II – и SABBATH теперь напоминали печально известный карточный домик, ожидающий случайного порыва ветра.
Мартин попал на радар, потому что американский певец Рэй Гиллен, заменивший Хьюза во время тура по США в поддержку альбома Seventh Star, в итоге отмененного из-за плохих продаж билетов, ушел во время записи следующего альбома SABBATH, The Eternal Idol, чтобы присоединиться к гитаристу Джону Сайксу в BLUE MURDER. В зависимости от того, считате ли вы бывшую модель-мужчину Дэвида Донато (чье имя было анонсировано, а затем быстро забыто после того, как он заявил прессе: «У меня всегда была мысленная картина того, каким должен быть правильный вокалист в SABBATH – и это был я»), Джеффа Фенхольта из христианской рок-группы JOSHUA (по слухам, его наняли и уволили так же быстро) и соучредителя Оззи Осборна (который вернулся для провального пьяного выступления на Live Aid в Филадельфии), Мартин был третьим, четвертым или пятым вокалистом в BLACK SABBATH с тех пор, как Иен Гиллан попрощался с группой в марте 1984.
Когда Тони Айомми, последнего участника классической эпохи, попросили подвести итог вышеупомянутой полувековой истории BLACK SABBATH, он на мгновение потерял дар речи.
«Это был хаос», – в конце концов, смеясь, отвечает он. «Просто хаос. Когда кто-то уходит, отлично, ты приводишь кого-то другого. А когда и он уходит, ты делаешь то же самое. Со временем начинает напрягать, но разве есть выбор?»
SABBATH закончили свою более чем пятидесятилетнюю карьеру аншлаговым мировым турне, завершившимся в Бирмингеме в феврале 2017, а ведь только в 2006 они вошли в Зал славы рок-н-ролла. Странно думать о BLACK SABBATH как об аутсайдерах, но к середине восьмидесятых именно такими они и стали. И несмотря на творящийся вокруг хаос, Айомми удалось привести группу к выпуску нескольких альбомов, которые фанаты до сих пор считают одними из лучших.
«Мне очень нравится то, что мы делали тогда с Тони Мартином и Кози [Пауэллом], но это было разочаровывающее время», – утверждает Айомми. «Людям пришлось постараться, чтобы принять то, чем мы занимались. И хотя это была отличная группа, и у нас была по-настоящему хорошая музыка, эти пластинки не прижились. Как лидеру группы, мне пришлось тяжело».
В своей автобиографии Iron Man Тони Айомми рассказывает, как предыдущий менеджер бросил группу с огромными налоговыми проблемами. Разрушающиеся отношения с давним лейблом Sabbath Vertigo стали еще одной причиной почти постоянного подливания бензина в костер.
«Так было с тех пор, как я вошел в этот бизнес», – говорит Айомми. «Куча проблем с самого первого дня. Нужно просто верить в себя и стараться смотреть за рамки подобных ситуаций. Если бы я так не поступал, то уже давно бы завязал со всем этим».
Был ли он близок к тому, чтобы закончить?
«Нет. Как я уже сказал, всегда были ужасные вещи, с которыми приходилось бороться, такова жизнь», – пожимает плечами Тони. «Тобой движет идея о том, чтобы продолжать и перейти на следующий уровень. Ты либо сдаешься, либо борешься, и я не сдавался. Такой у меня характер, я всегда хочу продолжать так или иначе».
Несмотря на то, что присоединение к SABBATH представляло широкие возможности для Тони Мартина, со стороны было очевидно, что группа находится в постоянном состоянии хаоса. И все же певец настаивает, что не было никакого беспокойства.
«Вообще никакого – у меня просто не было времени думать!» – говорит он, усмехаясь. «Я знал, что у них нет денег. Альберт предупредил меня, поэтому я пошел и сделал то, что нужно было сделать».
Мартин смог обеспечить Айомми так необходимую ему стабильность. Голос Рэя Гиллена исчез с пленки, а новичок быстро доказал свою ценность.
«Альберт Чепмен был моим лучшим другом, мы вместе учились в школе, и он занимался делами THE ALLIANCE», – вспоминает Айомми знакомство со своим новым вокалистом. «С Рэем Гилленом мы достигли точки возникновения проблем, и Альберт напомнил мне о Тони. Он был великолепен. Парень действительно умел петь, и как только он присоединился, все стало развиваться».
Хотя позже он сам писал тексты, в этот раз с уже готовой лирикой Мартин прекрасно вписался, просто исполняя то, что ему говорили. Когда дело дошло до живых выступлений в поддержку альбома The Eternal Idol, Айомми вспоминает, как Мартин опустился глубоко на дно.
«Это была огромная ответственность для Тони», – признает он. «Он был таким зеленым. Быть следующим после Ронни, Оззи, Гиллена было чертовски сложным испытанием, особенно перед толпой фанатов SABBATH. Для Тони это было сложно, но я ожидал, что он будет держать марку. Я слишком сильно был занят мыслями о движении вперед и не учёл тот факт, что он теперь находится в совершенно другом мире. Но он держался и стал намного лучше».
Первое выступление Мартина с группой состоялось в греческой столице Афинах. «Мой дебют должен был состояться на фестивале в Бристоле, но никто не появился, и промоутер обанкротился», – вспоминает он. Выступать на сцене с SABBATH было далеко не весёлым опытом для Мартина. «Чувак, просто представь, что на протяжении всей моей карьеры в SABBATH я был напуган до чертиков», – говорит он с улыбкой. «Это никогда не прекращалось. У этих ребят уже было двадцать пять лет опыта. Я понял, что мне в жизни их не догнать».
Айомми не помнит, обнимал ли он по-отечески Мартина за плечо, чтобы заверить новичка, что все будет хорошо. «Надеюсь, что да», – оптимистично размышляет он. «Но ты возвращаешься на тридцать с лишним лет назад».
«На самом деле Тони вообще этого не делал», – смеется Мартин без какой-либо враждебности. «Я остался один в темноте, пытаясь соответствовать культовым певцам, которые были здесь до меня. Я понятия не имел, что делаю, хотя знал, что с голосом у меня все в порядке. Они говорили, что на следующем альбоме мы сделаем то или это, а я спрашивал: «Что? Я запишу еще один альбом?» Так что думаю, им должно было нравиться то, что я делаю».
Еще одной причиной неопределенности в сознании Мартина была постоянная мысль о том, что его заменит вернувшийся Оззи или Дио: «Мне приходилось постоянно читать между строк, чтобы найти свое место в группе. Это была постоянная кривая обучения».
У SABBATH было два менеджера, которые зачастую не общались между собой. Все было настолько хаотично, что для съемок видеоклипа The Shining был приглашен ударник Терри Чаймс [THE CLASH] плюс группа привлекла одного ныне забытого гитариста, чтобы он изображал игру на басу.
Альбом The Eternal Idol достиг #66 в Великобритании, а в США застрял на #168.
С творческой точки зрения пластинка представляла собой шаг вперед по сравнению с несбалансированным предшественником Seventh Star, который Айомми хотел выпустить как сольник, но в коммерческом плане статистика была крайне разочаровывающей. Почти через два десятилетия после выхода одноименного дебютника SABBATH лейбл Vertigo расторг контракт с группой.
Ничтоже сумняшеся, Айомми подписал новый контракт на четыре альбома, чтобы присоединиться к разношерстному списку независимого лейбла I.R.S., которым руководил Майлз Коупленд. Один из истинных одиночек в отрасли, Коупленд также был менеджером THE POLICE (и братом их барабанщика Стюарта), освоивший свое ремесло с WISHBONE ASH.
«Майлз – интересный персонаж, очень шумный и громкий», – смеется Айомми. «Мне понравилось, как он сказал мне: «Ты знаешь, что делать... так что просто делай, а остальное зависит от меня». У нас была свобода творчества. Нам нужны были не миллионы фунтов, а просто кто-то, кто поддержал бы нас».
Это многое говорит о сложной природе той эпохи в истории BLACK SABBATH, так что все пять альбомов с Мартином нельзя аккуратно перевязать бантиком и представить как единое целое. Как лебединая песня группы для Vertigo (Warner Brothers в США), пластинка The Eternal Idol не попала в новый бокс-сет.
Для следующего альбома Айомми собрал то, что, как он надеялся, будет более сплоченным составом: он самолично, Мартин, верный клавишник Джефф Николлс, ударник Кози Пауэлл и бас-гитарист Лоуренса Коттл. Айомми много лет хотел поработать с Пауэллом, и после ухода из группы Гэри Мура бывший участник RAINBOW, WHITESNAKE и MICHAEL SCHENKER GROUP оказался свободным.
«Получить кого-то, кто заслуживает доверия, как Кози, было большим стимулом», – с энтузиазмом говорит Айомми. «Кого-то, кто видел все и прошел через все, как я. Когда Кози оставался у меня дома, мы допоздна полупьяные писали песни на кассету, а на следующий день записывали их в студии».
Хоть бас-гитарист Коттл и играл на сессиях под руководством Айомми и Пауэлла, он ушел после завершения записи. Когда оригинальный бас-гитарист Гизер Батлер был уже практически готов вернуться, именно Пауэлл предложил своему бывшему коллеге по WHITESNAKE Нилу Мюррею, только что ушедшему из японской рок-группы VOW WOW, завершить ритм-секцию.
«Я не был слишком хорошо знаком с Нилом, но как только услышал его игру, все было решено – и мы погнали!», – восклицает Айомми. Учитывая прошлое Мюррея, включавшее работу с прог-джаз-рокерами COLOSSEUM II, возможно, он не был очевидным выбором. Мюррей говорит, что, хоть он и подходил на это место, исполнение «сложных частей» Коттла в Headless Cross, а также сохранение верности игре Гизера Батлера в более раннем материале SABBATH было «немного похоже на жонглирование».
Еще поднялся вопрос о темной стороне песен SABBATH. «Некоторые тексты мне не очень нравились», – говорит Мюррей со смехом. «Но то же самое было и с некоторыми песнями мистера Ковердейла».
С бюджетами на все, включая продюсеров, которые теперь находились под пристальным вниманием, «новые» BLACK SABBATH останавливались далеко не в таких крутых отелях, как раньше, но зародившееся товарищество сделало квартет крепким, самодостаточным маленьким коллективом. «SABBATH стали похожи на себя в ранние дни», – размышляет Айомми. «Это была настоящая группа».
Как автор текстов Тони Мартин проявил себя на альбоме Headless Cross [1989]. Никакого сатанизма – заглавный трек альбома получил свое название от деревни в Реддиче, в которой он жил. «В песне рассказывалась история о чуме в 1600-ых годов», – поясняет он.
Полный первоклассных песен – включая напряженный, запоминающийся трек Devil And Daughter и задумчивую вещь под названием When Death Calls, на которой гитарным соло отметился Брайан Мэй, друг Айомми, – альбом Headless Cross вернул BLACK SABBATH в строй. В Великобритании он чуть-чуть не дотянул до TOP-30, а в США – группа жаловалась, что не могла найти собственную пластинку в магазинах, когда была там на гастролях – едва не попал в Billboard.
«Мы начали все заново, но Headless Cross действительно подстегнул нас», – гордо говорит Айомми. «Люди снова стали нас уважать».
Но важно помнить о лютой вражде, кипевшей в то время между Айомми и Оззи Осборном, который после увольнения из группы в 1979 стал суперзвездой, особенно в Америке. Так что когда SABBATH начали гастролировать по США в поддержку Headless Cross, группа Осборна использовала всевозможные уловки, чтобы сорвать тур. «Каждый вечер Шэрон отправляла Оззи в те города, в которых должны были выступать мы», – вспоминает Мартин. «Они хотели разобщить фанатов, и это сработало».
После всего восьми концертов тур SABBATH был отменен из-за плохой продажи билетов. «Не могу сказать наверняка, что это было спланировано, но это сработало. Им не нравилось, что мы гастролировали достаточно успешно».
Продолжая прекрасную работу, начатую с Headless Cross, в феврале 1990 группа начала записывать четырнадцатый альбом Black Sabbath. Кози Пауэлл предложил назвать его The Satanic Verses в честь неоднозначной книги Салмана Рушди. По понятным причинам эта идея была быстро отклонена. Альбом Tyr с текстами, основанными на скандинавской мифологии, был выпущен летом 1990.
«Headless Cross был экспресс-курсом английской истории, так что Tyr стал историей викингов», – объясняет Мартин. «Я держал много тем в уме, например, воины-самураи. У каждой культуры есть своя темная сторона».
«Для Тони это было сложно», – говорит Айомми, «потому что Оззи делал свое дело, и у Ронни тоже был собственный стиль. После этих двух товарищей нам нужно было петь о чем-то еще, кроме дьяволов и тех мест, куда отправил нас Ронни», отмечает он, добавляя со смехом: «Смерть упоминалась слишком часто».
На этот раз SABBATH попали в британский TOP-30, хотя в США Tyr полностью провалился в чартах. Тем не менее, Айомми был уверен, что импульс нарастает.
«Нам понравилось записывать оба альбома, мы гастролировали, и все знали, что ожидать друг от друга», – вспоминает он. «Мы добивались результатов».
Бас-гитарист Нил Мюррей поднимает обоснованный вопрос: «Как бы хорошо ни было в музыкальном плане, было трудно игнорировать тот факт, что SABBATH по-прежнему воспринимались как Оззи, Тони, Гизер и Билл. Никакой перестановки и быть не могло, особенно в Америке. В некоторых местах, где мы выступали, никто не сообщал, что состав изменился».
Но «новые» SABBATH упорно боролись. В интервью той эпохи Кози Пауэлл говорил журналу RAW: «Я всегда считал, что эта группа намного выше того мусора, который о ней пишут. До предыдущих двух альбомов рейтинг BLACK SABBATH в прессе не мог быть ниже. Нас критикуют за то, что мы называем себя BLACK SABBATH, но это вопрос веры во что-то и утверждения, что это стоит сохранить. Другой лагерь предпочел бы, чтобы BLACK SABBATH прекратили существование, чтобы они могли продолжить свою карьеру и немного заработать на этом», сослался Пауэлл на Оззи и Ко. «Но, к сожалению для них, мы не собираемся просто уйти и сдохнуть».
Эти комментарии вызвали быструю реакцию со стороны лагеря Осборнов, и Оззи отправил по факсу в журнал RAW необычное «открытое письмо», саркастически адресованное «Мистеру BLACK SABBATH и его трем друзьям», в котором он жестко отчитал каждого участника группы.
Айомми он написал: «Мне все равно, какой у тебя состав, можешь взять кого угодно, от ДИО до Паваротти, но это никогда не будет SABBATH. Не унижай эту группу, Тони, двигайся дальше».
Защищая использование названия SABBATH, Пауэллу было сказано: «Попробуй вытащить барабанную палочку из своей задницы, чтобы начать мыслить ясно».
Оззи предупредил Нила Мюррея: «Готовься к новому выступлению в качестве техника Гизера Батлера».
Он утверждал, что не может вспомнить имя Тони Мартина, прежде чем заключить: «Я бы с удовольствием сказал все это вам в лицо, слабаки, так что звоните мне куда угодно и когда угодно».
Вспомнив о ссоре тридцать четыре года спустя, уже более мягкий и зрелый Айомми пытается замять произошедшее. «Ого... Не припомню такого», – осторожно отвечает он. «Была вражда, но это в прошлом. Мы с Оззи через многое прошли. Я играл на его последнем альбоме. Мы общаемся каждую неделю. То, как хорошо у нас в итоге все сложилось, – это реально безумие».
Несмотря на яростную защиту Пауэллом продолжения SABBATH, после гастролей в поддержку альбома Tyr в 1992 Ронни Дио пригласили вернуться для того, что стало альбомом Dehumanizer. Тони Мартину потребовалось два с половиной года, чтобы почувствовать себя частью группы, и внезапно, без какого-либо предупреждения, все закончилось.
«Я был опустошен», – вспоминает он. «Это было то, чего я не ожидал. Я думал, что у нас все хорошо».
Увольнение Мартина повлияло на его ментальное здоровье. «Я просто отошел от музыки на пару лет», – грустно говорит он.
Как бы Айомми ни противился, ДИО вышвырнул из группы Кози Пауэлла. Пауэлл отказался играть с ДИО после их совместной работы в RAINBOW, и теперь все козыри оказались у вокалиста.
«Помню, как Кози заявил: «Если этот маленький ублюдок что-нибудь мне скажет, я разобью ему лицо», – писал Айомми в своей книге Iron Man.
После странного несчастного случая в 1991, когда во время тренировки лошадь Пауэлла упала в результате сердечного приступа, сломав ему бедро и выведя из строя, Дио предложил место ударника Винни Эппису, игравшему на альбоме Mob Rules [1981]. Неожиданно в группу вернулся бас-гитарист Гизер Батлер. Он играл с SABBATH на концерте в лондонском Hammersmith Odeon в конце тура в поддержку Tyr, и именно Нил Мюррей предположил, что ему было бы неплохо вернуться.
«Я не хотел покидать группу, но когда Гизер сыграл с нами Black Sabbath и Paranoid, реакция публики была более чем красноречива», – рассуждает Мюррей, который вместе с Кози Пауэллом (погиб в автокатастрофе в 1998) присоединился к сольной группе Брайана Мэя.
Спродюсированный Рейнхольдом Маком (QUEEN), альбом Dehumanizer хорошо продавался – во многом благодаря включению песни Time Machine в саундтрек к фильму Мир Уэйна.
Прошло два года, прежде чем сотрудничество с ДИО подошло к концу, но когда это произошло, то произошло внезапно. SABBATH согласились отыграть два концерта в Калифорнии по случаю ухода Оззи Осборна на пенсию, но Ронни уперся и отказался выходить на сцену («У меня есть гордость, я не поддерживаю клоуна»). Его заменил фронтмен JUDAS PRIEST Роб Хэлфорд. Казалось, воссоединение классического состава SABBATH уже витало в воздухе, но этого не произошло. Вместо этого Айомми и Батлер обратились к Тони Мартину.
Мартин утверждает, что присутствовал фоном во время сессий Dehumanizer, которые были немного нервозными: «Мне позвонил Тони: «С Ронни все идет не очень хорошо. Не хочешь прийти и посмотреть, что у нас происходит?» Но в итоге альбом был закончен с Ронни».
Хотя буклет в новом бокс-сете Anno Domini 1989-1995 утверждает, что Айомми поставил группу с Мартином «на паузу» во время второго периода ДИО, предполагая, что им суждено воссоединиться, сам он смеется над таким предположением.
«С нашей группой никогда ничего нельзя сказать наверняка. Мы распались, воссоединились, выгнали кого-то и снова вернули», – пожимает он плечами. «С Оззи это случалось два или три раза, и дважды с Ронни. Участники группы BLACK SABBATH то приходят, то уходят, как йо-йо. Я научился никогда ничего не списывать со счетов, если только кто-то не помер».
Альбом Cross Purposes [1994], записанный Айомми, Батлером, Мартином, Джеффом Николлсом и бывшим ударником RAINBOW Бобби Рондинелли, недооценен в большом бэк-кателоге SABBATH. (Его заключительный трек Evil Eye был написан в соавторстве с Эдвардом Ван Халеном, который не был указан автором)
«Мне очень понравился Cross Purposes», – заявляет Айомми. Тони пел отлично, и песни были очень сильными. Я не знал [сопродюсера] Лейфа Мейзеса, но он проделал отличную работу».
Очень быстро в группу вернулся Билл Уорд (Айомми не помнит, почему не вернулся Пауэлл). «Я сказал Биллу, что мы собираемся в Южную Америку, он оценил положительно, поэтому я спросил, не хотел бы он выступить на этих концертах», – говорит Айомми и продолжает со смехом: «Билл спросил: «Отлично, что мне делать? Встретимся там?» «Нет, Билл, ты должен приехать в Англию и отрепетировать шоу». Билл потерял нить событий, так что мы не могли исполнять песни из Headless Cross и Tyr, поэтому играли сет из старых песен SABBATH. Было немного неловко».
Хотя в коммерческом плане альбом Cross Purposes оказался более чем достойным, попав в чарты по обе стороны Атлантики (#41 в Великобритании и #122 в США), Батлер решил вернуться в сольную группу Оззи. Айомми понял, что необходима стабильность: «Я сказал: «Все, я верну Нила и Кози».
Альбому, который собирались выпустить SABBATH, была гарантирована известность, когда лейбл I.R.S. в качестве продюсера озвучил имя Эрни Каннингема, – больше известного как Ernie C, гитариста группы BODY COUNT рэпера Ice T. Когда пришло осознание, что Forbidden превращается в катастрофу, Айомми уже не мог нажать на тормоза. И спустя десятилетия та часть композиции The Illusion of Power, где можно услышать Ice-T, остается настоящим WTF-моментом.
«Forbidden был занозой в моей заднице в течение многих лет», – вздыхает Айомми. «Я знал все об Ice-T, он был хорош, но я не ожидал, что он приведет своего гитариста, чтобы продюсировать альбом. Когда группа знает свое звучание и точно знает, чего хочет, привлечение постороннего очень разрушительно. Я оказался на обочине. Наше положение стало очень шатким».
К недоумению и разочарованию Айомми, Эрни Си отвел Кози Пауэлла в сторону и попросил его играть в непривычной манере. «Кози это Кози, нельзя, чтобы кто-то говорил ему делать что-то по-другому», вспоминает ошеломленный Айомми.
«Я знаю, почему были привлечены Ice-T и Эрни. AEROSMITH и RUN DMC выпустили мегахит [Walk This Way]», – размышляет Мартин. «Но я даже не был уверен, что буду на альбоме, потому что Ice-T должен был «что-то спеть». Когда я спросил, будет ли это один трек, два трека или больше, никто ничего не знал». Но работа, проделанная Тони, придала альбому современный вид. Теперь он звучит действительно в стиле SABBATH».
«Я нашел несколько гитарных партий, которые Эрни не использовал [на оригинальном альбоме]», – объясняет Айомми. «В рамках понятных ограничений мне удалось заставить все звучать намного лучше».
Достигнув #71 в Британии, альбом Forbidden провалился в США и остается наименее успешным альбомом BLACK SABBATH.
Для музыканта отправиться в тур, играть песни с него для фанатов и общаться с журналистами об альбоме, в который они не верят, – это самое плохое, что может случиться, и когда ему об этом напоминают, Айомми морщится.
«Forbidden вызвал много возмущений в группе, но мы профессионалы», – утверждает он. «Однако в то время мы, вероятно, не видели альбом так, как сейчас. Знаете, на Forbidden есть и хорошие вещи. Я бы не стал сбрасывать его со счетов».
Тони Мартин вспоминает, как несколько раз спрашивал, состоится ли реюнион оригинального состава SABBATH. Несмотря на заверения в обратном, именно это и произошло.
«Как я уже говорил ранее, я никогда ничего не сбрасываю со счетов», – стоически заявляет Айомми. «Такие вещи порождают проблемы. Возвращение к Оззи принесло проблемы. Вам просто нужно их решить».
«Во второй раз я увидел знак судьбы и понял его», – говорит Мартин. «Black Sabbath – солидная группа. Тебе нужно вписаться и принимать трудности вместе с почестями».
После Forbidden прошло почти два десятилетия хороших и плохих времен с новыми воссоединениями и увольнениями, прежде чем трое из основателей SABBATH объединились с продюсером Риком Рубином, чтобы выпустить альбом 13, который теперь, похоже, станет их эпитафией (Билл Уорд, к сожалению, не принял участия в записи из-за разногласий по поводу контракта). И последний концерт группы состоялся без Уорда – как и положено, в их родном городе Бирмингеме, 04 февраля 2017.
Сегодня Айомми и Мартин в восторге от возможности вернуть записи SABBATH времен Мартина, позабытые и позаброшенные, в поле зрения общественности. Все это было так давно, что ни у кого из них нет всех пластинок той эпохи.
«Эпоха Тони Мартина в SABBATH отошла на задний план. Многие даже не знали, что с ним записывались альбомы», – удивляется Айомми. «Меня часто спрашивали, выйдут ли они снова, и сможет ли новое поколение детишек послушать их сейчас. Еще я рад за Тони, потому что в то время мы конкретно задурили ему голову».
«Как приятно слышать это от Тони», – улыбается Мартин. «Это первый раз, когда я получил признание той эпохи».
Почему же Мартин остался таким преданным, учитывая отношение к нему со стороны SABBATH?
«Вначале я был ноунеймом с улицы», – скромно говорит он. «Должно быть, тяжело возиться с младшим братом, пока он постигает азы. Быть уволенным дважды не очень приятно, но я не держу зла».
Есть ли сценарий, в котором два Тони могли бы снова поработать вместе?
«Я готов, и я здесь, если понадоблюсь Тони», – предлагает Мартин. «Но я не думаю, что есть шансы».
«Как я постоянно говорю, я никогда ничего не списываю», – ухмыляется Айомми. «Сейчас я работаю над своим собственным альбомом, я играл на двух песнях для Оззи [на его последнем сольном альбоме Patient Number 9], но я никогда не знаю, что будет дальше. Мне понравилось работать над Black Sabbath Ballet [в Бирмингеме]. Я делал еще кое-что, что еще не вышло, поэтому не могу об этом говорить. Очевидно, что я не буду гастролировать по миру еще восемнадцать месяцев. Я просто счастлива быть там, где я есть. Моя жизнь никогда не бывает скучной».