Игорь ласково погладил Наташу по голове.
— Скажи, пожалуйста, почему ты Петровых пригласила на свой день рождения?
— Я же запретил тебе это делать, — сказал недовольно своей супруге Игорь.
— Мне очень приятно общаться с этими людьми, они милые и интеллигентные, — ответила она супругу.
— Я много раз тебе говорил, кого приглашать на дни рождения, и на праздники в нашей семье всегда решаю я. Ты, Наташа, многих вещей не понимаешь, и друзей ты себе выбираешь не тех, которые нужны.
В этом нет ничего страшного. У тебя же есть муж, и я объясню тебе, кого нужно приглашать, а кого нет. Наташе стало очень обидно. Она так и не поняла, когда же ее муж стал домашним диктатором.
Она вспоминала, как они познакомились. Вспоминала, как они дружили. Он был очень внимательным и заботливым. Её жених, её парень, и всегда он прислушивался к её мнению. Но это было до свадьбы. Как только они зарегистрировали отношения, отношение Игоря к Наталье стало постепенно меняться.
Её мнение он не учитывал. Он просто ставил её перед фактом. Сначала он нашёл жене работу и сказал, что она будет работать в этой компании. Что он уже побеспокоился и обо всём договорился. Квартиру они купят недалеко от его родителей, потому что это удобнее.
Наташа мечтала назвать дочку Кристиной, но Игорю не нравилось это имя. И Игорь сказал, что назовут они её Олей в честь его матери. Наташе всё это не нравилось, и она попыталась возразить.
— Игорь, я тоже хочу принимать решение, — аккуратно сказала она, на что супруг ей ответил.
— Я мужчина, я глава семьи. И всем управлять должен я. А ты, глуповатенькая женщина, как, впрочем, и все женщины. Поэтому ты должна слушаться мужа, — с любовью пожурил он свою жену.
Постепенно он стал игнорировать желания Наташи и пропускать их мимо ушей. Когда Наталья что-нибудь ему рассказывала и пыталась поделиться неприятностями на работе, он ей отвечал.
— Ты знаешь, мне это неинтересно и не нужно.
Игорь менялся не сразу, он менялся по чуть-чуть. С каждым годом всё сильнее и сильнее. Наташа смирилась, что рядом с ней диктатор, и привыкла к его жестокости. Он пренебрегал её желаниями, её мечтами.
Она не находила в нём поддержки и сочувствия. И вообще, она старалась поменьше ему рассказывать, прекрасно понимая, что её ждут только насмешки и подколы. Когда доченьке исполнилось четыре годика, Наташа собралась с мужем разводиться.
Молодая женщина поделилась со своей матерью и рассказала всё, что происходит в её семье. Но мать запротестовала.
— Да ты что, Наташа, ты лишаешь девочку полной семьи. Она всё это увидит, и потом она не сможет свою семью построить как положено, даже не думай разводиться. Выбрось глупости из головы, — сказала ей тогда мать.
После такой мощной поддержки со стороны мамы Наташа решила не рушить семью. Она растворилась в муже, подчинилась его прихотям, создавала в доме уют, одевала ту одежду, которая нравилась Игорю.
Карьеру делать она не могла, потому что ей приходилось очень много выполнять домашней работы, потому что её супруг Игорь должен был делать карьеру, он должен был развиваться. Время шло, дочь выросла, сейчас уже Оле 24 года, она переехала в другой город, а Наташа продолжает жить с мужчиной, который запрещает ей видеться с её друзьями.
Их дочь Оля занималась психологией. Она читала много книг, слушала в Ютубе лекции. И теперь она совершенно серьезно, — сказала матери, чтобы она не подавляла свои желания.
— Мама, это неправильно. Супруги должны прислушиваться к желаниям и интересам друг друга, иначе это не семья, — пыталась объяснить Оля матери.
— Мама, давай называть вещи своими именами. Папа хотел плевать с высокой колокольни на твои интересы и на твои чувства.
Я никогда не забуду, как он приглашал своего начальника в гости, который с тебя глаз не сводил, а потом еще и танцевать тебя приглашал. Наташа вспомнила этот вечер.
После ухода гостей Наташа с Игорем сильно поругались, а в конце их разговора Игорь закричал:
— Ничего страшного, зато меня ждет карьерный рост. И в связи с этим повышение зарплаты. Будут деньги, дочку нашу летом в лагерь отправим. Так что потерпи ради нее, ничего с тобой не случится.
Грубо ответил он супруге. А сейчас её дочь Оля, ради которой мать жертвовала своей жизнью, продолжала её учить.
— Мама, я помню, ты мечтала съездить в Сочи. Я нашла выгодный тур, поезжай. Ты этого заслужила, — эмоционально говорила дочь.
Наташа подумала. Да, с мужем-диктатором мне не повезло, конечно. Но зато мне повезло с доченькой. Какая она у меня умница. И как она обо мне заботится.
Когда Наташа сказала супругу про Сочи, он ей ответил.
— Ещё чего? Путёвка очень дорогая. Моя зарплата больше твоей. А поэтому я буду решать, куда мы поедем отдыхать.
— Игорь, там не так уж и дорого. Я все посчитала, вот смотри, — показала она свои подсчеты мужу.
— Да что ты говоришь, все женщины глупенькие. И ума у тебя не хватит всё посчитать и распланировать. Вот поэтому я и глава семьи, и я здесь всем распоряжаюсь, — рассмеялся супруг.
И вдруг Наталья храбро ответила супругу.
— Ну что ж, тогда я поеду без тебя.
— Ещё чего, или тебя облапошат, или вообще не на тот рейс сядешь. Никуда без меня не полетишь. Ты же глупенькая, куда-нибудь там вляпаешься, — резко ответил ей супруг.
Вечером ей позвонила дочь, и Наталья сказала, что Игорь категорически против.
— Ну и что, что он против. Мама, покупай путёвку. Езжай одна, а он пусть сидит дома, и что хочет, то и делает, — зло сказала ей Оля.
— Доченька, но деньги же в его руках. Он же всем распоряжается. Я не смогу купить путёвку без его согласия, — ответила Наташа дочери.
— Мамочка, ну что же это за ужас-то такой. Нельзя же быть такой бесхребетной, — возмутилась Оля.
Наташу это задело, а больше всего задело, потому что она услышала эти слова от доченьки.
— Знаешь, мама, ты слово ему против сказать боишься, скачешь вокруг него, носишься с ним, как с писаной торбой, стелишься перед ним. Ради чего, мама? Я никак не пойму, — возмущалась дочка.
— Доченька, я это делала ради тебя, чтобы ты росла в полной семье, чтобы у тебя были и отец, и мать. И было хорошее счастливое детство, когда тебе было четыре годика, и я хотела развестись, но потом подумала и решила остаться, чтобы у тебя не было плохого примера неправильных супружеских отношений, — сказала Наташа дочери.
— Да, мама, зато мне папа хорошо показал, что такое домашняя диктатура. Я ведь вижу, что с самого детства он тебя ни во что не ставит. Ты как пустое место для него, он ведь и со мной также обращался. Ты знаешь, что он мне заявлял, что дочка это чужая женщина, которую он будет обеспечивать, а потом сдаст мужу. Вот такие вещи он мне заявлял.
Наташа вспоминала, как все эти разговоры велись при ней, а дочка говорила дальше.
— Вы удивлялись, почему я занялась психологией, но это из-за ваших отношений с папой. Я такого отношения к себе не позволю и хочу, чтобы мой муж меня ценил и считался со своим мнением. А для этого нужно любить себя и научиться ценить саму себя. И тебе, мама, это необходимо, поверь мне, — продолжала дочь.
— Я себя ценю, — пыталась она возразить дочери.
— Нет, мама, это не так, и папочка тебя совсем загнобил. Ты живешь по указке мужа. Но у тебя тоже есть свои желания. Семья состоит из двух человек, и каждый человек должен высказывать свое желание и свое мнение. Но если один будет диктовать, а второй подчиняться, это неправильно, мама, — возмущалась Оля.
И вдруг до Натальи дошло, и она поняла, что да, она имеет право на свои желания и на свои мечты.
Когда женщина возвращалась домой, она зашла в магазин цветов. И купила красивый букет. Зайдя на кухню, она поставила их в вазу в центр стола.
Когда Игорь вернулся домой, он спросил жену:
— Для чего ты купила этот букет цветов? Он же дорогой, тебе что, деньги девать некуда? Они постоят дня три и завянут. Я выброшу их, — заявил он жене.
Наташа преградила мужу путь.
— Этот букет мне очень нравится, и поэтому... Он останется стоять на столе, — ответила она мужу.
Игорь от такого ответа на время потерял дар речи, а потом спросил:
— Ты что, из ума выжила? — Эта квартира принадлежит нам обоим, и я могу украшать этот дом так, как хочется мне, — ответила ему жена.
— Точно из ума выжила, — произнес Игорь.
После того, как зазвенел будильник, Наташа встала и стала собираться на работу. Зайдя на кухню, она увидела, что цветов на столе нет, но её это не расстроило.
Она на этом останавливаться не собиралась. После того разговора с дочерью что-то в Наталье изменилось, и на букете цветов она не собиралась останавливаться. Наташа зашла в магазин и купила яркий сервиз.
Когда супруг пришел с работы, он начал возмущаться:
— Я же тебе говорил, что я люблю только белую посуду. А этот сервиз, мало того, что он такой дорогой, но еще он такой аляпистый, — сказал ей супруг.
— А мне надоела белая посуда. Я захотела купить этот яркий сервиз. Если тебе что-то не нравится, то ты сервируй сам, — ответила Наташа мужу, накладывая в тарелку гуляш.
— Ты что, белены объелась, что с тобой вообще случилось, Наташа? Не узнаю тебя, — сказал Игорь.
Потом он увидел, что супруга накрасила красной помадой губы.
— Это что еще такое? Это отвратительный вульгарный цвет. Пока не сотрешь эту губную помаду, за стол не садись, — заявил ей Игорь.
Наталья отодвинула стул и села прямо напротив мужа.
— Я после работы тоже пришла уставшая, но все-таки приготовила ужин. И ужинать я буду здесь, за столом. А если тебя что-то не устраивает, то ты выходи из-за стола и ужинай там, где хочешь, — ответила ему Наташа.
У супруга был шок, он не знал, что ответить. Потом он недовольно встал и вышел из кухни. Но Наташа на этом не остановилась.
Она вместо надоевших ей платьев нацепила джинсы. Игорь считал, что женщины должны ходить в платьях, а не в брюках, а Наташа не любила носить платья. Потом она пошла в парикмахерскую. Обстригла свою косу и сделала себе новомодную стрижку.
Женщина стала ходить в кино, в театры, долго гуляла по парку. Она вспоминала, как в молодости они с Игорем ходили на аттракционы, какой он был внимательный и нежный. А в последнее время всё это Игорь считал напрасной тратой времени.
Но самое большое недовольство у Игоря вызвало то, что жена пропустила встречу с его коллегами.
— Ты что себе позволяешь? — мои сослуживцы все обиделись.
— Они считают, что ты игнорируешь их, не хочешь видеть, — заявил он жене.
— Они не ошиблись, они правильно считают, — ответила Наташа мужу.
— Мне не нравятся твои сослуживцы. Они такие сплетники, а их жены — завистливые подколодные змеи. Они только и ждут случая, чтобы мне какую-нибудь гадость сказать. Но ты забываешься.
— Ведь мне, чтобы делать карьерный рост, необходимо поддерживать дружеские связи. Ты должна понимать, что от этого зависит размер моей зарплаты, — заявил Игорь супруге.
— Вот поэтому ты и поддерживай эти дружеские связи, а я туда ходить не собираюсь. Но самое смешное это то, что от размера твоей зарплаты мне не холодно, не жарко. Деньги ты тратишь так, как считаешь нужным. Я бы с удовольствием съездила в отпуск в Сочи. Но нет, мы едем туда, куда скажешь ты. Дочка наша уже взрослая, и её не нужно содержать, — сказала Наташа супругу.
Игорь не нашел, что ответить. Он понимал, что из его рук уплывают реки управления. Дочь выросла, а размер зарплаты жену больше не интересует. И Игорь это всё понял.
— Но ты моя жена. И ты обязана своему мужу помогать, — попытался он достать последний козырь.
— Я ведь мужчина хоть куда. А вокруг много молодых интересных женщин, которых только пальцем поманить, прибегут. И я ведь могу и о разводе подумать, — заявил он Наталье.
— Вот в этом я с тобой полностью согласна. Наверное, нам действительно нужно подумать о разводе, — спокойно ответила Наташа.
— Что? О разводе? Да ты в своем уме. Да кому же ты нужна-то на старости лет? Куда ты пойдешь? — спросил её супруг.
— Я хочу напомнить тебе одну поговорку: женщине нужно замужество в молодости, а мужчине — в старости. Я приспокойненько проживу одна, а вот ты останешься в невыгодном положении.
Наталья замолчала и ждала ответ мужа. Но Игорь молчал. Наташа подумала и решила, что работа у неё есть, квартиру они разменяют. Живём мы, как чужие люди, так почему бы не развестись, думала женщина.
Вечером следующего дня, придя домой, она увидела, что супруг её слег.
У него проблемы с сердцем. Врач ей сказал, что, видимо, у него был большой стресс. На работе, возможно, неприятности. В его возрасте это бывает. Нужен покой и никаких переживаний.
Когда Наташа проводила врача, супруг ей сказал:
— Это всё из-за тебя. Всю жизнь мы хорошо жили, а тут ты вдруг, как будто белены объелась. Тут даже здоровому человеку плохо станет. И что, ты теперь меня больного одного бросишь? — сказал Игорь.
Бросить мужа в таком состоянии Наташа не могла, и поэтому развод пришлось отодвинуть на второй план. Наталья следила, чтобы супруг лечился. С ним она больше не пререкалась, готовила ему здоровую пищу на пару и вообще старалась его не раздражать, потому что при первом же намеке на ссору муж сразу хватался за сердце, и Наташа испугалась.
Потом она подумала, что не время сейчас уходить. Вот когда он был молодым и здоровым, вот тогда и надо было это делать. Потом она вспомнила, что кое-какие продукты она забыла купить. Быстро собравшись, она сказала мужу, что сходит в продуктовый магазин.
— Зачем ты так громко разговариваешь? Я же сплю, ты меня разбудила. Ты хочешь, чтобы я в больницу отправился сердечным приступом? — возмущенно сказал Игорь.
— Господи, — подумала Наталья, — еще один ребенок на мою голову, и пошла в магазин.
Столько всего в эти дни было, и Наталья в расстройствах не взяла с собой кошелек. Пришлось возвращаться. Она очень аккуратно открыла входную дверь и была в шоке, когда увидела своего супруга на кухне, который пил крепкий кофе и заедал его сдобным печеньем.
Хотя все эти продукты врач строго-настрого запретил. Вид у супруга был цветущий, а аппетит прекрасный. Наташа незаметно выскользнула из квартиры, ей всё стало понятно. Игорек-то ничем не болеет. Придуривается он, чтобы его прислуга не сбежала.
Наверное, знакомого врача нашел и денежку ему дал, чтобы тот подыграл ему. Ну ничего, Игорек, я тебя выведу на чистую воду, подумала Наташа.
Минут через сорок Наташа зашла домой. Муж лежал в постели с несчастным видом и постанывал, хватаясь за сердце.
— Ну где ты ходишь? Меня в больном состоянии бросаешь одного. Тебе что, на голодного мужа наплевать? — Наташа быстро накрыла на стол, а когда муж приступил к трапезе, пошла в спальню, быстренько побросала необходимые вещи в сумку и незаметно вышла из квартиры.
— Пора тебя на чистую воду вывести, — подумала Наташа и улыбнулась.
Она подошла к стоявшей на улице машине мужа. Игорь очень любил свою ауди. Наталья со всей силой пнула по колесу его машины.
Ауди запищала, и довольная Наташа села рядом, зная, что её муженек уже бежит вниз по ступенькам на помощь своей любимой машины. Наташа не ошиблась, её супруг бежал, словно марафонец.
Он напрочь забыл про больное сердце, и жену он не увидел. А первым делом кинулся осматривать свою ауди. Только когда он убедился, что его автомобиль в порядке, он увидел улыбающееся лицо своей супруги. И тут он театральным жестом схватился за сердце и застонал.
Наташа рассмеялась.
— Ну что, вылечился? А теперь мы о разводе подумаем.
— Не надо здесь комедию ломать. Тебе никто не поверит, — ответила Наташа.
Игорь понял, что его разоблачили.
— Хватит, Наташа! Пусть всё будет как раньше, пойдем домой.
— Что с тобой случилось? — сказал ей супруг.
— Нет, как раньше не будет. Я хочу уважения. Я живой человек, а ты обращался со мной как с пустым местом, как с тряпкой, — ответила ему Наташа.
— Ой, это наша дочка тебе напела, психолог наш. Слышал я эту песню, — засмеялся Игорь.
— А это зря ты смеешься над ней, она поумнее меня даже будет, — сказала Наташа, поднялась и взяла в руки сумку.
— Ну что ж, Игорек, мне очень жаль, я потратила на тебя тридцать лет нашей жизни, а теперь мне пора.
Супруг размахивал руками, кричал Наталье что-то вслед, но Наташа не оборачивалась. Перед ней маячила свобода, предвкушение счастья и теплое море Сочи.